ДИДИМ СЛЕПЕЦ, Дидим Александрийский - Страница 3

Имя Дидима Слепца в анафематизмах не упоминается (в отличие от Оригена он не был осуждён лично, но в ряду его последователей). Лишь 18-е правило Латеранского собора 649 г. упоминает имя Дидима Слепца. Впоследствии Трулльский (691–692гг.) и седьмой Вселенский соборы подтвердили постановление пятого Собора уже с упоминанием имени Дидима Слепца. Прямым следствием непростой посмертной судьбы Дидима Слепца оказалась плохая сохранность его сочинений. Хотя он писал много, немногие его сочинения дошли до настоящего времени благодаря надписанию их именами прославленных богословов – святителей Василия Великого, Григория Нисского (около 335 – 394 гг.), преподобного Нила Синайского (ум. в 450 г.) и др. До XVI в. было известно лишь два сочинения Дидима Слепца (и те в латинских переводах) – «О Святом Духе» и толкования на Соборные послания. В XVII в. стал известен его трактат «Против манихеев» сначала на латыни, потом в греческом оригинале, в XVIII в. – трактат «О Святой Троице». В XIX в. корпус сочинений Дидима Слепца заметно пополнился благодаря исследовательской работе, проделанной кардиналом Анджело Маи (1782–1854 гг.) и его сотрудниками, по выявлению фрагментов Дидима Слепца из катен, в особенности в толкованиях на псалмы. В начале XX в. к списку сочинений александрийского богослова добавился трактат «О догматах и против ариан». Важным событием в судьбе наследия Дидима Слепца стали случайные находки его текстов английскими военными во время Второй мировой войны, коснувшиеся, главным образом, его экзегетических сочинений. Среди древних папирусов, обнаруженных в керамическом сосуде в августе 1941 г. в местечке Тура, пригороде Каира, при расчистке предназначавшейся для склада боеприпасов пещеры близ руин монастыря преподобного Арсения Великого специалисты опознали многочисленные, много столетий считавшиеся безвозвратно утраченными произведения Дидима Слепца: толкования на Книгу пророка Захарии, фрагменты толкований на книгу Бытие, на Книгу Иова, на Книгу Екклесиаста, на псалмы, на Евангелие от Иоанна, догматический «Диалог с неким еретиком», а также некоторые сочинения Оригена. Однако из-за хищений не все обнаруженные тексты стали доступны читателю. Большая часть найденных рукописей была собрана в Египетском музее Каира, а также в нескольких частных коллекциях. Общий объём находки определяется в 150 тетрадей, составляющих восемь кодексов, т.е. около 2 тыс. листов рукописного текста (датировка находки – VI в.). Литературный стиль Дидима Слепца достаточно лёгок и изящен; он отличался необычайным глубокомыслием и был чужд крайностей оригеновской аллегоризации. Вместе с тем его произведения не лишены украшательских излишеств, автор также часто отклоняется от предмета изложения, пускаясь в пространное цитирование Священного Писания. Опираясь на сведения Иеронима Стридонского, Руфина, Сократа Схоластика, на изучение рукописных катен, а также позднейших находок, исследователи выявили список сочинений Дидима Слепца, из которых в оригинале сохранились лишь некоторые, и те не всегда полностью, а значительная часть – только в латинских переводах.

 



 
PR-CY.ru