ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса - Страница 4

В целом же может быть констатирован распад диалектической теологии как целостного течения (вплоть до переориентации Э. Бруннера на попытки построение «естественной» теологии). Однако следы содержательного влияния, конкретные элементы диалектической теологии легко могут быть обнаружены в качестве семантических аспектов в различных философских и теологических концепциях. Так, например, в философии П. Тиллиха, первоначально близкого к диалектической теологии, вызревает интенция преодоления разрыва между теологией и проблемами мирского существования. Аксиологическим центром поздних своих работ он делает проблему определения роли христианства в экзистенциальном опыте современного человека и современной культуре. Вместе с тем, концепция П. Тиллиха не смыкается и с позицией либеральной теологии, растворяющей, по его оценке, Бога в мире. Дистанцируясь от крайностей как диалектической, так и либеральной теологии, он предлагает синтетическую трактовку Бога. С одной стороны, Бог изначален и первичен по отношению ко всем возможным последующим дихотомиям. И самая острая из них – дихотомия Бытия Божьего и человеческого бытия. Вместе с тем, согласно П. Тиллиху, как бы остра она ни была, человек не чужд Богу, но – отчуждён от него. Он фиксирует два феномена, свидетельствующих наличие фундаментальной связи человека с Богом: забота о смысле Бытия и онтологически заданная любовь, которая понимается им именно в аспекте воссоединения некогда единого, ибо «не объединить того, что по сути самое раздельно». Любовь обнаруживает величайшую силу там, где она преодолевает величайшую разделённость, а будучи отделён от Бога, человек отделён тем «от основы своего бытия, от самого себя и от мира». В силу этого «бесконечная любовь к Богу» имеет глубокие онтологические основания, не теряя, однако, из-за этого своего экзистенциального характера («западная культура, в отличие от восточной, признаёт высшую форму любви, в которой не исчезает личность как субъект и объект чувства»). Этот личностный импульс любви, экзистенциальный порыв человека к Богу, в конечном итоге, замыкает разорванный круг бытия, замыкая друг на друга извечные экзистенциальные вопросы человеческого существования и содержащиеся в христианстве ответы на них. Аналогично, дуализм сакральной и профанной истории снимается П. Тиллихом с помощью концепции кайроса – события, в котором высвечивается сакральный смысл истории и которое, однако, укоренено в ткани повседневной исторической событийности и экзистенциально переживается человечеством как «свершение». Таким образом, традиция диалектической теологии оказала значительное влияние на развитие как теологической, так и философской проблематики, в частности, на формирование теологии «смерти Бога», развиваемой в рамках такой парадигмы культуры постмодерна, как «смерть субъекта».



 
PR-CY.ru