ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса – ведущее направление в теологии протестантизма в 1920–1930 гг. Возникла в Германии; основоположник – Карл Барт (1886–1968 гг.); классические представители – Рудольф Бультман (1884–1976 гг.), Эмиль Бруннер (1889–1966 гг.), Фридрих Гогартен (1887–1967 гг.), Э. Турнейзер, ранний Пауль Тиллих (1886–1965 гг.), позже в США – Рейнгольд Нибур (1892–1971 гг.). В основании концепции диалектической теологии содержатся идеи, высказанные Сёреном Кьеркегором (1813–1855 гг.). Начало эволюции диалектической теологии исследователи относят к выходу в свет работы К. Барта «Послание к римлянам» (1919 г.), которую принято считать манифестом диалектической теологии (это сочинение стало отправной точкой развития теологической мысли в направлении новой доктрины). В течение периода 1923–1933 гг. в основанном Г. Мерцем печатном органе (журнале «Между временами») были выражены основные доктринальные положения диалектической теологии, развитие которой впоследствии приняло различные и отчасти противоположные направления. Журнал оформлялся в контексте традиционного разделения теологии на «естественную», которая тяготеет к катафатичности (см.: Катафатическая теология) и высшей богооткровенной теологии, ориентированной на апофатичность (см.: Апофатическая теология). Аксиологически диалектическая теология развивается в русле апофатической системы теологического постижения Бога через противоречие и отрицание, а содержательно определяется влиянием на современную теологию философской традиции экзистенциализма. Название «диалектическая теология» выражает интенцию к построению (утверждению) концепции Бога через противоречие и отрицание, а непосредственным предметом отрицания для диалектической теологии выступает либеральная теология XIX – начала XX вв., ориентированная на адаптацию богословской проблематики к целям земного, культурологического порядка (В. Херман) и историко-критического метода толкования Библии (А. Гарнак). В этом аспекте диалектическая теология определяется как протестантская неоортодоксия, т.е. отказ от модернизации и либерализации вероучения и ориентация на ортодоксальный канон протестантизма. Однако исследователи отмечают, что диалектическая теология рассматривает идею отрицания и в других аспектах и служит обоснованию центрального для этого направления понятия веры, причём данная категория трактуется диалектической теологией и в широком, и в традиционном (узком) смыслах. Так, она служит обоснованию центрального для этого направления теологической мысли понятия «веры».

 



 
PR-CY.ru