ДИАКОНОВЫ ОТВЕТЫ

ДИАКОНОВЫ ОТВЕТЫ (другие названия – «Нижеградские ответы», «Керженские ответы», «Ответы Александра диакона») – ответы старообрядцев-поповцев Диаконова согласия (центром согласия являлись скиты на реке Керженец) на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского (Кержебельмашского) монастыря Питирима (Потёмкина; с 23 марта 1719 г. – епископ Нижегородский и Алатырский), составленные в 1716–1719 гг. и поданные епископу Питириму в мае 1719 г. (дата подачи текста указана в ряде списков «Диаконовых ответов»). «Диаконовы ответы» имеют большую рукописную традицию. О.К. Беляева, исследовавшая памятник, учла 52 списка (по-видимому, подсчёт неокончательный). 1 января 1716 г. игумен Питирим, по указу царя Петра I активно занимавшийся искоренением керженских скитов, послал дьяконовцам 130 вопросов и потребовал от них ответов с объяснением, почему они отделились от церкви. Стараясь выиграть время, дьяконовцы, в свою очередь, послали 16 августа того же года Питириму 240 вопросов, в которых пытались показать противоречивость богослужебной реформы середины XVII в. (оригинал старообрядческих вопросов не сохранился, вопросы дьяконовцев вместе с ответами на них епископа Питирима опубликованы в книге епископа Питирима «Пращица»; между 130 вопросами Питирима и 240 вопросами дьяконовцев нет прямого соответствия, хотя существует значительная тематическая перекличка). 20 февраля 1716 г. дьяконовцы обратились на Ветку за помощью в составлении ответов, но поддержки не получили. Завязалась переписка между игуменом Питиримом и главой Дьяконова согласия Александром диаконом. По сведениям Александра, изложенным в «Прошении», которое старообрядец подал 18 февраля 1720 г. на имя Петра I в Санкт-Петербурге, посланцы от дьяконовцев, придя в конце 1718 г. к архимандриту Питириму в Успенский монастырь, пытались отказаться от ответов, ссылаясь на «недостатки книг» и «скудость ума». Питирим приказал держать старообрядцев «в монастыре за караулом декабря з 20-го числа 718-го году (требуя оных ответов)». В мае 1719 г. «Диаконовы ответы» были поданы епископу Питириму, 1 октября в с. Пафнутове Дрюковской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии состоялось «публичное разглагольство», которое закончилось формальной победой архиерея. В конце «разглагольства» епископ Питирим передал дьяконовцам ответы на их 240 вопросов, дьяконовцы вручили архиерею «Доношение», подписанное диаконом Александром, старцами Иосифом, Нафанаилом и Варсонофием, с отказом от взглядов, изложенных в «Диаконовых ответах», и просили о присоединении их к православной церкви. Обстоятельства появления «Доношения» Александр впоследствии объяснил в «Прошении», для подачи которого он ездил в столицу: раскаиваясь в отказе от своих воззрений, Александр писал, что «Доношение» было сочинено епископом Питиримом, и он велел дьяконовцам «переписать набело и, приложа руки, подать перед народом... И мы, убогия, во узах истомленныя, убоявся от него, епископа, больших мук... руки своя приложили неправильно». О том, что епископ Питирим перед «разглагольством» держал Александра и его сподвижников «под караулом», что «Диаконовы ответы» были поданы в заключении, и в это же время епископ Питирим вынудил старообрядцев подписать «Доношение», Александр сообщает также в «Исповедании веры», оставленном в керженских скитах перед отъездом в Санкт-Петербург. В столице Александр был арестован по обвинению в том, что «Прошение» было составлено им единолично, без совета скита. В течение двух недель его пытали и безуспешно требовали назвать сообщников. 4 марта 1720 г. Александра отправили в Нижний Новгород, где 21 марта он был казнён.

 



 
PR-CY.ru