ДИАКОНОВО СОГЛАСИЕ, дьконовщина - Страница 3

К Диаконову согласию также присоединились известные на Ветке иконописец Марк и уставщик Семён Иванов. Отвечая оппонентам, дьяконовцы около 1726 г. составили «Согласия ветковцев с никонианами» (или «Книжицу о кажении»), где осудили противников, в частности, за отказ от уставного каждения. По инициативе дьяконовцев состоялся диспут с ветковцами с участием старообрядческих священников, уставщиков и клирошан из Покровского монастыря, а также местных землевладельцев панов Халецкого и Красильского, поддержавших ветковцев и ограничивших деятельность Патрикия Вылевской слободой. Для утверждения этого решения ветковцы созвали 25 февраля 1727 г. Собор, на котором осудили дьяконовцев, против Патрикия было написано «Предувещание»; по-видимому, незадолго до «выгонки» Ветки в 1735 г. было создано «Слово на прекословцев», после чего активный письменный этап полемики завершился. Вероятно, после «выгонки» Ветки священник Патрикий переселился в слободу Зыбкую (ныне г. Новозыбков) в Стародубье и стал главой Диаконова согласия, в 1739 г. он устроил в Зыбкой часовню, в феврале 1757 г. скончался. В 1760–1770 гг. дьяконовцев было много в Зыбкой, около 1771 г. там была освящена церковь Рождества Христова, вблизи посада Злынка существовали Успенская Никодимова пустынь (основана в 1770 гг., закрыта в 1824 г.) и Рождество-Богородичный монастырь (устроен в 1768 г., в 1842 г. преобразован в единоверческий). Известны дьяконовские часовни в слободах Деменке и Елёнке. Близ Ветки на реке Сож монах Пахомий основал монастырь. В XVIII в. дьяконовцы, исполняя пожелание, высказанное ещё диаконом Александром, активно занимались поисками архиерея. Около 1750 г. с этой целью Патрикий послал в Побужье, где было много последователей Диаконова согласия, некоего иеромонах Афиногена, который вскоре начал выдавать себя за епископа Луку и в таком качестве отправил из Ясс послание в Стародубье. Около 1753 г. Патрикий выяснил, что самозванец в действительности являлся иеродиаконом Амвросием, ключарём Новоиерусалимского монастыря, бежавшим из монастыря после растраты имущества. После разоблачения Амвросий, приняв католичество, поступил на военную службу в Каменце-Подольском. Около 20 лет посвятил поискам архиерея для старообрядцев дьяконовец монах Никодим, основатель и настоятель Успенской Никодимовой пустыни под Злынкой. В 1765 г. он присутствовал в Москве на Соборе, созванном для обсуждения возможности соединения поповцев и беспоповцев под окормлением одного архиерея. Затем Никодим с целью найти архиерея организовал поездки на Кавказ, в Грецию и Палестину. В 1781 г. он вместе со священником Михаилом Алмыком побывал у наместника Малороссии графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725–1796 г.), который предложил им обратиться к императрице и Синоду с прошением о назначении для старообрядцев архиерея. В 1782 г. граф П.А. Румянцев-Задунайский представил Никодима императрице Екатерине II Алексеевне, обещавшей, что старообрядцам поставят священников и епископа, если они согласятся присоединиться к православной церкви; этот проект обсуждался также с Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом (Петровым).

 



 
PR-CY.ru