ДИАКОНОВО СОГЛАСИЕ, дьконовщина - Страница 2

В 1710 г. Феодосий, озабоченный разногласиями, собрал в ветковском Покровском монастыре Собор, на котором Александр обещал отказаться от ошибочных воззрений. Феодосий написал послание в нижегородские скиты, в котором призвал к признанию только восьмиконечного креста, каждение дьяконовцев он объявил уставным, но предлагал от него отказаться ради церковного мира. Спор не был решён окончательно – Александр остался при своём мнении о равночестности восьмиконечного и четырёхконечного крестов; кроме того, жившие обособленно дьяконовцы продолжали свою практику каждения. В 1707 г. по указу Петра I иеромонах Питирим (Потёмкин; впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский) начал борьбу с керженскими скитами. 1 января 1716 г. он послал дьяконовцам 130 вопросов с требованием ответить на них. 20 февраля того же года дьяконовцы обратились за помощью на Ветку (в послании также содержался вопрос о «мироварении», предпринятом ранее Феодосием), но ответа не получили. Тогда при посредничестве Т.М. Лысенина к составлению «Дьяконовых ответов» были привлечены киновиарх Выголексинского общежительства Андрей Денисов и другие насельники Выговской пустыни. Пытаясь выиграть время, дьяконовцы передали 240 вопросов епископу Питириму. «Разглагольство» представителей Диаконова согласия и Питирима состоялось 1 октября 1719 г. в с. Пафнутове Дрюковской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии, которое окончилось формальной победой архиерея и вынужденным покаянием дьяконовцев. Александр, отказавшийся в следующем году от своей повинной, 21 марта 1720 г. был казнён в Нижнем Новгороде. После этих событий керженские скиты подверглись разгрому. Т.М. Лысенин и священник Димитрий нашли приют в Покровском монастыре на Ветке. Центром Диаконова согласия стала также расположенная неподалёку от Ветки Вылевская слобода (в современном Добрушском районе Гомельской области, Белоруссия), в которую переселился с Керженца чёрный поп Андрей, а также миряне-«учители» Яков Григорьев, Фома Андреев, Пётр Карпов. Вскоре дьяконовцы заявили о разногласиях с ветковцами. В ответ из Покровского монастыря по слободам было разослано «Слово возразительное на лжеучителей», в котором говорилось «о смущенниках, ненавидящих крест Христов и велящих дважды кадить», и содержался призыв не общаться с дьяконовцами. Началась ожесточённая полемика. В 1722 г. Фёдор Философ написал против дьяконовцев «Слово» и осудил «лжеучителей», повелевающих кадить двукратно. В 1724 г. ветковцы отправили послание в польскую слободу Корычинцы, в котором сравнивали дьяконовцев с Арием. В это же время было составлено «Возобъявление обители Покрова Пресвятыя Богородицы» с подробной росписью «вин» дьяконовцев, целью послания было остановить распространение на Ветке дьяконовских воззрений, особенно усилившееся после присоединения к Диаконову согласию старца Сергия и вылевского священника Патрикия, который в 1725 г. подал ветковцам «тетради» и «книжки за руками» с оправданием дьяконовцев.

 



 
PR-CY.ru