ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 7

По мнению учёных, скорее всего, следует говорить о зависимости обоих текстов от третьего источника. Ближе к тексту «Дидахэ» стоит латинская «Doctrina Apostolorum». Как и в «Послании Варнавы», здесь не хватает напоминающих евангельские изречения цитат. В ряде мест «Doctrina Apostolorum» согласуется не с «Дидахэ», а с «Посланием Варнавы» (это также даёт основание для гипотезы третьего источника). Особое значение имеет проповедь «Об отречении от сатаны», сохранившаяся под именем Бонифация (Вонифатия) Майнцского (ум. в 754 г.), просветителя Германии, в которой, вероятно, цитируется отсутствующее в иерусалимском кодексе окончание «Дидахэ» (ряд исследователей считают, что вся проповедь основана на «Дидахэ»). Однако, несмотря на попытки, исследователи признают маловероятной возможность реконструкции оригинального текста, даже с учётом версии «Апостольских постановлений» и грузинского перевода. Текст проповеди в большей мере согласуется с «Doctrina Apostolorum», чем с «Дидахэ», что также позволяет относить её к литературе «двух путей». Подобный же текст сохранился в одном из огласительных поучений каролингской эпохи – «De catechizandis rudibus» (начало IX в., из монастыря Санкт-Эммерам в Регенсбурге). В «Апостольском церковном чине» («Канонах св. апостолов») текст глав 4–13 соотносится с «Дидахэ» (материал обработан: отдельные изречения вложены в уста апостолов – Иоанна, Матфея, Петра, Андрея, Филиппа, Симона, Иакова, Нафанаила, Фомы, Кифы, Варфоломея). В «канонах» представлен только «путь жизни», тогда как «путь смерти» не описан. Подобный материал приводится в «Эпитоме канонов св. апостолов», где наставления даются от лица апостолов, изложение «пути смерти» опущено, рассказ о «пути жизни» включён в полном объёме. В научной литературе встречаются разные варианты решения вопроса о зависимости этих памятников от «Дидахэ», но вполне вероятно использование отдельного трактата о «двух путях». То же самое исследователи говорят об арабской версии Жития Шенуте из Атрипе, где цитируются обе части повествования о «двух путях», хотя текст о «пути смерти» значительно сокращён. Евангельские цитаты в нём также пропущены. Наставление, напоминающее «Дидахэ» (возможно, цитируется «Doctrina Apostolorum»), приводится в «Правиле Учителя» и зависящем от него «Правиле Венедикта». Более сложный вариант зависимости встречается ещё в ряде памятников, текстология которых и отношение к «Дидахэ» недостаточно изучены (греческая «Синтагма учения», приписываемая святителю Афанасию, и греческая и коптская редакции «Веры 318 отцов», коптский и арабский Каноны Василия; несторианская «Книга Мессии», сохранившаяся на китайском языке). Теория зависимости всех указанных памятников, включая «Дидахэ», от некоего трактата о «двух путях» появилась уже в конце XIX в. Многие исследователи считают, что все эти тексты основаны на несохранившемся еврейском оригинале. Существование подобного жанра литературы в еврейской традиции действительно доказывается сравнением с иудейскими (и близкими к иудейским христианскими) памятниками – кумранским «Уставом общины», «Завещаниями 12 патриархов», «Климентинами», «Изречениями» Псевдо-Фокилида и др.

 



 
PR-CY.ru