ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 6

Самая поздняя, но крайне маловероятная – IV–V вв. (Дж. Робинсон относил «Дидахэ» к III в.). Чаще всего «Дидахэ» датируют концом I в. или примерно серединой II в. Основанием для ранних датировок помимо литературных критериев служат архаичность церковной иерархии, которая ближе к иерархии в Павловых Посланиях, чем у Игнатия Богоносца (в «Дидахэ» заметную роль играют пророки и странствующие апостолы, которые практически исчезают из реалий церковной жизни во II в.), и архаичное богословие евхаристии. Вероятно, текст появился всё-таки после решений Апостольcкого собора в Иерусалиме (около 50 г.): «Ибо если ты можешь понести всё иго Господне, то будешь совершен, а если не можешь, то делай то, что можешь. Что (касается) пищи, понеси, что можешь, идоложертвенного же весьма берегись, ибо (это) – служение мёртвым богам» (ср.: Деян. 15:20, 29; 21:25). Наиболее вероятным местом происхождения исследователи считают либо Египет, либо регион Сирии-Палестины. В пользу Египта говорит то, что там зафиксировано первое использование «Дидахэ» (Климентом Александрийским, хотя цитаты в «Дидаскалии апостолов» опровергают этот аргумент) и что оттуда происходят самые ранние письменные источники (оксиринхский папирус и коптский перевод). На александрийскую традицию может указывать употребление некоторых слов и заключительное славословие молитвы «Отче наш», приведённое в форме, известной по коптским рукописям, а также широкое употребление «Дидахэ» александрийскими авторами III–IV вв. Однако упоминание «гор» говорит, скорее, о Сирии или о Палестине, чем о Египте. Наставление давать хлеба странствующему апостолу столько, чтобы хватило только до следующей остановки, также вряд ли относится к ситуации египетской пустыни. Хотя многие исследователи считали, что «Дидахэ» было составлено в сельской местности, по мнению Г. Шёльгена, это мог быть и небольшой город. Некоторые пытались доказать, что «Дидахэ» происходит из Пеллы (Палестина), но адресовано новообращённым христианам Адиабены (Восточная Сирия), другие  считали «Дидахэ» монтанистским трактатом, предполагая, что местом составления была Фригия (Малая Азия). Тема «двух путей» – жизни и смерти, которым посвящены первые шесть глав «Дидахэ» – широко представлена в мировой литературе. Она обсуждается и в Ветхом Завете: Иер. 21:8; Вар. 4:1; Втор. 30:15. Однако известны не только косвенные, но и прямые литературные параллели тексту «Дидахэ». Повествование о «двух путях» встречается в «Послании Варнавы», где оно помещено в отличие от «Дидахэ» ближе к концу текста. Наиболее заметные расхождения – отсутствие обращений к «сыну» и напоминающих евангельские изречения цитат. Среди исследователей есть как сторонники теории зависимости «Послания Варнавы» от «Дидахэ», так и сторонники противоположной теории – о зависимости «Дидахэ» от «Послания Варнавы». Однако, несмотря на близость двух текстов, есть единственное место, указывающее на их возможную литературную зависимость друг от друга.

 



 
PR-CY.ru