ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 4

По мнению К. Нидервиммера, ни одно из известных названий «Дидахэ» не является оригинальным и не может помочь в интерпретации текста. Все заглавия, связанные с именами апостолов, так или иначе основаны на Мф. 28:19–20 и Деян. 2:41–42. В самом тексте апостольский авторитет никак не выражается, однако, по мнению Х. Кёстера, заглавие «Учение апостолов», учитывая латинскую традицию его передачи («Doctrina apostolorum»), могло изначально относиться не ко всему тексту «Дидахэ», а к трактату о «двух путях». Ж.П. Оде реконструирует оригинальное заглавие трактата о «двух путях» (который он считает христианизированной версией иудейского памятника) как «Учение Господа» (народам), но большинство учёных с ним не согласны. Канонический статус «Дидахэ» одним из первых обсуждал Евсевий Кесарийский, который помещал этот памятник среди подложных сочинений, таких как «Деяния Павла», «Пастырь» Ерма, «Апокалипсис Петра», «Послание Варнавы», «Откровение Иоанна Богослова» и «Евангелие евреев». Как Священное Писание «Дидахэ» цитируется в одном из трактатов, приписываемых Киприану Карфагенскому. В 39-м праздничном послании Афанасия Великого (367 г.) «Дидахэ» перечисляется среди книг, предназначенных «для чтения тем, которые желают приступить к оглашению и изучению благочестия», – Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книг Есфири, Иудифи, Товита (после «Дидахэ» следует «Пастырь» Ерма). Такой же статус «Дидахэ» (книги церковной, но неканонической) указывается Руфином (если его свидетельство относится к этому памятнику). Использование «Дидахэ» для катехизации подтверждается свидетельствами Дидима Слепца. В Синопсисе книг Священного Писания, приписываемых Афанасию, «Дидахэ» помещается среди «Путешествий» (т.е. «Деяний») Петра, Иоанна и Фомы и «Евангелия Фомы» и «Климентин». В другом индексе канонических книг (около VII в.) «Дидахэ» находятся рядом с «Посланием Варнавы», «Деяниями» и «Апокалипсисом Павла». Примерно такое же, как у Псевдо-Афанасия, положение «Дидахэ» занимает в «Стихометрии» Никифора Константинопольского (среди «Путешествий» Павла, Петра, Иоанна, Фомы, «Евангелия Фомы» и 32 книг Климента). Византийские канонисты хотя и упоминают «Дидахэ» по названию (Иоанн Зонара в толковании на 39-е праздничное послание Афанасия, Матфей Властарь в Алфавитной синтагме), но с текстом памятника, видимо, уже не знакомы. Одним из последних о «Дидахэ» пишет Никифор Каллист Ксанфопул в «Церковной истории», называя её среди отречённых книг наряду с «Посланием Варнавы» и «Евангелием евреев». Хотя ряд исследователей пытались доказать, что «Дидахэ» было известно уже Иустину Мученику, самая ранняя цитата, признаваемая большинством учёных, встречается в «Строматах» Климента Александрийского: «Поэтому лжив тот, кто, присвоив достояние варваров, хвалится им как своей собственностью; наряжаясь в одежды истины, он печётся лишь о своей славе и грешит против истины. Именно таких Писание называет ворами. Ибо сказано: “Сын мой, не будь лжецом, ибо ложь ведёт к воровству”». Интересно, что цитата из «Дидахэ» вводится здесь теми же словами, что и цитаты из Священного Писания (возможно, у Климента имеются и другие цитаты из «Дидахэ»).

 



 
PR-CY.ru