ДИДАХЭ, «Учение 12 апостолов» - Страница 12

Кроме того, между «Дидахэ» и Мф. 24 существуют различия: если евангелист говорит о кончине века (Мф. 24:3), то в «Дидахэ» идёт речь о «последнем времени» или «последних днях». В Евангелии предсказывается пришествие лжемессий, войны, голод, землетрясения. Согласно Мф. 24:14, «конец» наступит, когда завершится проповедь Евангелия по всей вселенной. Тогда придёт «мерзость запустения» (Мф. 24:15), солнце померкнет, звёзды спадут с неба (Мф. 24:29), а началом последнего суда послужит знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24:30–31). В «Дидахэ» же предсказывается рост ненависти среди людей, появление лжепророков и мирового обманщика, который будет выдавать себя за Сына Божия и творить беззакония. Все люди пройдут через «огонь испытания» (ср.: 1 Кор. 3:13). Тогда явятся три знамения: знамение, распростёртое на небе, глас трубы и воскресение мёртвых. Заметно, что «Дидахэ» и Евангелие от Матфея по-разному толкуют смысл знамений: в Евангелие подчёркивается предельная очевидность знамения Сына Человеческого для всех (Мф. 24:27), тогда как знамения лжепророков будут носить локальный характер (Мф. 24:26); в «Дидахэ» истинные знамения противопоставляются ложным. В Мф. 25:31, 41 за Вторым пришествием следует суд; в «Дидахэ» этого указания нет. Возможно, что в «Дидахэ» отрицается всеобщность воскресения мёртвых. Со ссылкой на Зах. 14:5 в «Дидахэ» говорится о пришествии Господа со святыми (умышленно или нет в цитате пропущены слова «Бог мой»), однако следов учения о тысячелетнем царстве нет (ср.: Откр. 20:6–7). В евхаристических молитвах «Дидахэ» содержатся характерные для ранней церкви прошения о скорейшем приближении Второго пришествия: «Да прейдёт мир сей» (ср.: Откр. 20:17, 20). «Дидахэ» представляет собой важнейший источник по истории раннехристианского богослужения, в котором сохранились древнейшие тексты евхаристических молитв, элементы чинопоследования евхаристии; сведения о таинстве вступления в церковь – крещении и об устройстве церкви; другие литургические данные. В «Дидахэ» подробно описывается раннехристианская практика совершения таинства крещения: свойства воды, необходимой для таинства (вода должна быть «живой», т.е. проточной, но можно крестить и «в тёплой» воде – т.е., видимо, в купели), в качестве исключения допускается обливательное крещение, подготовкой к таинству служит одно-двухдневный пост крещаемого и совершителя таинства (по случаю крещения рекомендуется также поститься и другим членам христианской общины). Крещальная формула в отличие от содержащихся в «Деяниях святых апостолов» и Посланиях апостола Павла указаний не христологическая («во имя Господа Иисуса»), а (как в Мф. 28:19 и последующей повсеместной церковной практике) тринитарная («во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»); можно также отметить, что в «Дидахэ» упоминаются крещеные «во имя Господа». Вслед за разделом о крещении помещён раздел о евхаристии, что может указывать на то, что причащение служило завершением воцерковления новокрещёных. В «Дидахэ», вероятно, описаны два случая совершения литургии – после крещения и в воскресные дни (именно эти случаи совершения евхаристии известны по другим раннехристианским памятникам).

 



 
PR-CY.ru