ДИАКОНИССА - Страница 8

В первой из молитв при поставлении диакониссы упоминается Божья Матерь и жёны, просвещённые Святым Духом (не названы по имени), и содержатся прошения о принятии рукополагаемой в служение, о даровании ей дара Святого Духа и о сохранении её в вере и непорочности; во второй молитве приводятся имена женщин, усердно служивших при храмах Божиих, и содержатся прошения о даровании поставляемой такого же дара Святого Духа, какой был дан св. Фиве, и о достижении новой диакониссой совершенства в христианской жизни; перемежаемые диаконской ектенией (её читает диакон, а не диаконисса, тогда как при поставлении диакона, пресвитера и епископа ектению читает другой, уже рукоположенный, диакон, пресвитер, епископ соответственно: этот факт прямо указывает на то, что диаконисса не имела права возглашать ектении во время богослужения); после окончания молитв епископ возлагает на диакониссу орарь (но не так, как на диакона, а обоими концами вперёд, скрывая его под мафорием; мафорий диаконисс – это или монашеский головной покров до плеч, или особая одежда, доходившая до пят); далее литургия идёт своим чередом; после причащения новопоставленной диакониссы епископ вручает ей Святую Чашу. Аналогичное действие происходило и при поставлении диакона, который шёл с Чашей причащать народ; однако диаконисса, в отличие от новопоставленного диакона, не шла причащать кого-либо, а сразу поставляла Святую Чашу обратно на святой престол. Это вновь подтверждает то, что византийские диакониссы не обладали какими-либо самостоятельными литургическими функциями во время Божественной литургии (кроме того, константинопольские диакониссы лишь поставлялись в алтаре, но обычное их место в храме Святой Софии находилось вне алтаря). Похожую структуру, включающую формулу и две молитвы (иные по содержанию), имеет восточно-сирийский чин поставления во диакониссы. Характерно, что в этом чине (как и в византийском) подчёркивается отсутствие у диакониссы самостоятельных литургических функций: как поясняет рубрика в конце чина, диаконисса поставляется для того, чтобы стоять первой в лике монахинь, и для совершения помазания св. елеем при крещении. Западно-сирийский чин (или чины) поставления во диакониссы не сохранился; существовал ли коптский чин, неизвестно (некоторые греческие Евхологии египетского происхождения содержат византийский чин поставления во диакониссы, дополненный разъяснениями его порядка, но без каких-либо местных особенностей; с другой стороны, в эфиопской практике диакониссы известны); в армянской и латинских традициях сохранились лишь единичные молитвы для поставления во диакониссы. О том, следует ли считать степень диаконисс священным саном или нет, современные исследователи имеют разные точки зрения. Одни учёные, исходя из: 1) факта употребления в 15-м правиле четвёртого Вселенского собора глагола «хиротонисать»; 2) анализа чина поставления во диакониссы согласно «Апостольским постановлениям», а особенно – согласно византийскому Евхологию (где чины поставления во диакониссы и во диаконы очень схожи между собой); 3) места, занимаемого диакониссой во многих перечислениях клириков в древних памятниках (сразу после диаконов и до младших клириков), и нередко встречающегося в источниках обозначения диаконисс как «диаконов-женщин»; 4) того факта, что некоторые древние диакониссы занимали в церкви достаточно важные должности, настаивают на несомненной принадлежности диаконисс к священнослужителям, а не церковнослужителям (с энтузиазмом эту идею поддерживают сторонники так называемого женского священства).

 



 
PR-CY.ru