ДИАКОНИССА - Страница 7

Латинская молитва на поставление диакониссы сохранилась в так называемом Миссале Леофрика X в.; отголоски чина поставления во диакониссы некоторые исследователи усматривают в молитвах благословения вдовиц согласно Понтификалу Эгберта и в чине посвящения дев, которые, например, в картезианском ордене получали при посвящении, как и диаконы, столу (латинский аналог греческого ораря и епитрахили) и манипул. Окончательное исчезновение диаконисс в эпоху высокого Средневековья исследователи связывают с общими переменами в структуре церковного клира, с изменениями в укладе жизни социума, сделавшими ненужными прежние служения диаконисс (это сопоставимо с лишением и диаконов их первоначальных социальных функций, но служение диаконов сохранилось, поскольку они (в отличие от диаконисс) активно участвовали в священнодействиях при общественном богослужении; впрочем, на Западе, где к эпохе высокого Средневековья участие диаконов в мессе свелось к минимуму, количество диаконов в общем числе клириков также стало невелико), с отождествлением должностей диаконисс и настоятельниц монастырей как на Востоке, так и на Западе (например, Пётр Абеляр в восьмом письме к Элоизе говорит о «диакониссе, которую теперь называют аббатиссой»), с ограничением деятельности немонастырского клира священнослужением и проповедью (ни то, ни другое не входило в круг деятельности древних диаконисс). Древнейший чин поставления во диакониссы содержится в «Апостольских постановлениях». Диаконисса поставляется через возложение рук епископа, в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконис – т.е., аналогично хиротонии диакона и не так, как поставляются иподиакон и чтец, хиротесуемые епископом независимо от присутствия других клириков, а также исповедник, дева, вдовица и экзорцист, поставляемые без возложения руки епископа. В молитве на поставление диакониссы приводятся имена нескольких ветхозаветных пророчиц и Божьей Матери и содержится прошение о ниспослании Святого Духа на поставляемую и об очищении её от всякой скверны. Древний грузинский чин поставления во диакониссы, восходящий к традициям древнего иерусалимского богослужения, сохранился в рукописи X–XI вв. Поставление во диаконисы (как и поставление в диаконы) включает в себя три молитвы: первая напоминает молитву из «Апостольских постановлений»; вторая известна также по восточно-сирийскому чину поставления во диаконисы и единичным армянским рукописям; третья – та же, что и первая молитва поставления в диаконы согласно мелькитскому Евхологию. В византийских рукописях чин поставления во диакониссы вполне соответствует чину поставления в диаконы: после окончания анафоры (т.е. в тот же момент литургии, когда рукополагается и диакон) поставляемую вводят в алтарь и подводят к архиерею; архиерей возглашает текст формулы «Божественная благодать…» (древняя официальная формула документа о состоявшейся хиротонии); поставляемая преклоняет голову (но не опускается на колени, в отличие от пресвитера и диакона); архиерей трижды осеняет её голову знаком креста, а затем, возлагая руку на голову рукополагаемой, читает две молитвы (начало первой: «Боже святый и всесильный, Иже по плоти рождеством еже от Девы»; начало второй: «Владыко Господи, Иже жён никогдаже»); две молитвы при поставлении в византийской традиции также имеют только чины епископской, пресвитерской и диаконской хиротоний, но не хиротесий в другие церковные степени.

 



 
PR-CY.ru