ДИАКОНИССА - Страница 6

Византийский канонист XIV в. Матфей Властарь (XIV в.) свидетельствует, что в его время о том, «какое служение исполняли… диакониссы… уже почти никому не (было) известно…». Просматривая разные известия, он говорит, между прочим, что во время посвящения диаконисс архиерей, сняв омофор, возлагает на диаконисс диаконский орарь, который носится обеими концами вперёд. Святитель Симеон Солунский в своём толковании на византийские чины хиротоний обходит диаконисс молчанием. В других областях христианского мира женский диаконат прекратился ещё раньше: Иоанн Мосх пишет о том, как Иерусалимский патриарх Пётр (вторая четверть VI в.) не стал поставлять диакониссу для помощи иеромонаху Конону, имевшему послушание крестить, в том числе женщин, так как этого «не дозволял закон» (однако, возможно, что упомянутую фразу можно понимать не в смысле запрета диаконисс вообще, а в смысле непозволительности пребывания диакониссы в мужском монастыре, поскольку в иерусалимском Святогробском Типиконе, отражающем практику примерно X в., диакониссы ещё упоминаются). В западно-сирийской традиции XII в. диакониссы считались тождественными игумениям. Раннее исчезновение чина диаконисс на Востоке выразилось, в частности, в том, что чины поставления диакониссы не только не вошли в позднейшие стандартные литургические книги различных восточных традиций, но для ряда традиций даже и не сохранились вовсе. Полный текст чинов поставления диакониссы сохранился только в греческой, восточно-сирийской и древней грузинской (восходящей к древней иерусалимской) традициях, а в единичных армянских рукописях встречается молитва на поставление диакониссы, совпадающая с аналогичной восточно-сирийской молитвой. Институт диаконисс постепенно отмирал. В Галлии поставление диаконисс было запрещено 26-м правилом Аравсионского собора 441 г. (тем не менее, этот Собор ещё допускает возможность существования диаконисс, пребывающих в чине мирян), 21-м правилом Эпаонского собора 517 г. (это правило запрещает возможность поставления диаконисс (отождествляемых здесь со вдовицами) во Франкском королевстве) и 18-м правилом II Арелатского собора 533 г. (17-е правило II Арелатского собора упоминает случаи поставления диаконисс, несмотря на запреты предшествующих Соборов). В Италии диакониссы сохранялись дольше, чем в Галлии, – кроме уже упомянутой Евфимии, супруги архиепископа Равенны (VIII в.), известны надпись с именем римской диакониссы Анны, сестры диакона Дометия, хранителя папской сокровищницы (VI в.), свидетельство Анастасия Библиотекаря (IX в.) о том, что при вступлении папы Льва III (795–816 гг.) в Рим его встречал «весь римский народ, включая монахинь, диаконисс и благородных матрон», 1–3-е правила Римского собора 721 г., запрещающие брак с «пресвитеридой», диакониссой и монахиней (вероятно, под «пресвитеридой» и диакониссой здесь понимаются вдовы священников и диаконов или же степени монашеского посвящения), и другие свидетельства. Папы в XI в. ещё подтверждали право епископов поставлять пресвитеров, диаконов, диаконисс и субдиаконов, но диакониссы уже упоминались в этом ряду, вероятно, лишь по традиции.

 



 
PR-CY.ru