ДИАДОХ Фотикийский

ДИАДОХ Фотикийский (приблизительно 400–474 гг.) – епископ Фотики (современное: Парамифия, Парамития) в Эпире Иллирийском, автор богословских и аскетических трудов. В славянской рукописи – Хлудовском прологе (1370 г.) – под 31 августа записана память мученика Диадоха. Под тем же числом находится его имя и в Четьих-Минеях святителя Макария, причём есть пояснение: «Святый мученик Диадох мечём скончался». Блаженный Диадох Фотикийский – духовный авторитет христианского Востока, учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V в. Иисусовой молитвы. Известен также и на Западе, т.к. оказал влияние и на западную традицию – от Цезария, архиепископа Арльского, до Игнатия Лойолы и Терезы Авильской. Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Патриарх Константинопольской церкви Фотий (около 820 – 896 гг.) в своём труде «Библиотека» неоднократно именует его «епископом Фотики в Древнем Эпире». Во время монофизитских споров Диадох встал без колебаний на стороне участников четвёртого Вселенского собора в Халкидоне (451 г.), а вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву I Великому (457–474 гг.), в котором подчёркивается достоинство «халкидонитов» и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами. В конце 460 или начале 470 гг. во время нашествия на Эпир вандалов он был пленён и отвезён в Карфаген, где скончался мученической смертью. Его творения сохранились в многочисленных древних греческих рукописях. Из них «Слово аскетическое» (сто глав) известно было и в России по переводам, которые встречаются во многих славянских рукописях. В переводе на русский язык известны также «Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа»; «Слово против ариан»; «Видение святого Диадоха»; «Катехизис». Подлинными считаются «Слово аскетическое» и «Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа», а в отношении остальных высказываются сомнения. Творения Диадоха (в особенности «Слово аскетическое») известны в церковной литературе гораздо более, чем их автор, само имя которого подвергалось сомнению. Они сохранились в многочисленных древних греческих рукописях и помещались иногда наряду с некоторыми книгами Священного Писания. Новейшие переводы принадлежат архимандриту Паисию Величковскому (1722–1794 гг.) и преосвященному Феофану Затворнику (в третьем томе «Добротолюбия»). Самым значительным по содержанию и самым большим по объёму является «Слово аскетическое». В разных списках оно имеет и иные названия: «Сто аскетических глав», «Главы практические о знании и духовном различении», «Сто глав». Профессор Киевской духовной академии Константин Дмитриевич Попов (1849–1911 гг.) посвятил блаженному Диадоху и его сочинениям докторскую диссертацию «Блаженный Диадох (V век), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения Блаженного Диадоха». 1903 г., в первом томе которой напечатал греческий текст трёх его сочинений («Слово аскетическое», «Слово на Вознесение Господне» и «Против ариан») с примечаниями и переводом, во многом отличающимся от прежних. Из обстоятельных трудов, посвящённых изучению его творений, называют также защищённую в Московской духовной академии в 1992 г. кандидатскую диссертацию иеромонаха Марка (Головкова) «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды».

 
PR-CY.ru