ДИАВОЛ, дьявол - Страница 2

В суфизме рассматривается иная интерпретация поступка Иблиса, когда он не стал поклоняться Адаму: так Иблис продемонстрировал свою приверженность Аллаху, не поклоняясь никому иному даже вопреки требованию Аллаха. По этой концепции Иблис является воплощением совершенной любви к Богу и будет прощён после Судного дня. В пантеоне славянских богов злые силы представлены несколькими духами, единого бога зла нет. После прихода христианства у славян синонимом слова «дьявол» становится слово «бес», которым с XI в. на Руси христиане начали собирательно обзывать все языческие божества. Выделяется младший дьявол – чёрт, которому подчиняются бесы. Словом «бес» переводилось в Библии как греческое слово «демон», однако в английской и немецкой Библии оно переводилось словом «дьявол», и является иноязычным синонимом «беса» поныне. Среди большинства язычников Древнего Рима подобная концепция распространения не имела. В неоязычестве встречаются визуальные образы, сходные с тем, как изображают дьявола в христианской традиции – в виде рогатого существа, однако отождествляют его с дьяволом сами христиане. Течения Нью-Эйдж, связанные с христианством, сохранили восприятие дьявола как олицетворения зла или, по крайней мере, символа людских пороков. Однако основная масса течений отказалась от этой концепции, и отрицает существование дьявола. У некоторых групп при этом упоминается Люцифер, например, у Елены Петровны Блаватской (1831–1891 гг.), которого называют «Носителем света», хотя в христианство это имя является одним из имён дьявола. Сатанизм и схожие религии рассматривают дьявола как верховного бога; при этом образ и мифология, как правило, заимствованы из христианства. В Церкви Сатаны дьявол рассматривается как первичное состояние человечества, а существование сверхсуществ (и бога, и дьявола) отрицается. В древнейших зороастрийских текстах понятие дьявола не встречается. Верховное божество Ахура Мазда создаёт «истину», законы бытия, а «ложь» появляется как их нарушение, а не действие некоего противника. Позднее в зурванизме появляется Ангра-Майнью как источник зла, не обладающий возможностью творить, но способный испортить творение Ахуры Мазды. Современные парсы считают Ангра-Манью одним из воплощений Ахуры Мазды. Индуизм не выделяет отдельной злой сущности. Все божества могут творить зло, будучи одержимы «гуной невежества». Наиболее близким к понятию дьявола является демон Раху. Тем не менее, в одном из течений индуизма (айявари) существует олицетворение зла в виде бога Крони, с которым борется Вишну. В буддизме дьяволу соответствует демон-искуситель Мара. См. также ДЬЯВОЛ



 
PR-CY.ru