ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 9

Этого стиха нет в папирусах (III и VII вв.), в Синайском, Александрийском, Ватиканском кодексах, в большинстве коптских рукописей и т.д. Впервые он встречается у Иринея, потом у Киприана, Августина Блаженного, в Кодексе Лауда, Итале, клементинском издании Вульгаты, сирийском, грузинском, эфиопском переводах. В современном греческом издании Нового Завета стих отсутствует. В синодальном переводе он заимствован из издания Эразма Роттердамского. Повествование в «Деяниях  апостолов» завершается 62 г., который исследователи считают нижней границей для датировки. В настоящщее время существует ьои основные гипотезы относительно даты написания «Деяний  апостолов»: до кончины апостола Павла (до 64 г.) и начала первой Иудейской войны (до 66 г.); после разрушения иерусалимского храма (в 70 г.), но ещё до конца I в.; в первой половине II в. Хотя точная дата кончины евангелиста Луки также остаётся предметом споров, сторонники последнего варианта автоматически исключают его авторство. Первый вариант принимается в святоотеческой традиции и многими исследователями в XX в. (Ф.Ф. Брюс, Маршалл, Б. Райке, Хемер и др.). Одним из первых такую датировку приводит Евсевий Кесарийский, по мнению которого Лука закончил «Деяния  апостолов», когда находился вместе с апостолом Павлом, о чём тот говорит в 2 Тим 4:0. В пользу этой гипотезы говорит то, что в тексте «Деяний  апостолов» прямо не упоминаются ни война с Римом, ни гонения на христиан при Нероне. Также не говорится о смерти Иакова, брата Господня, которую Иосиф Флавий датирует 62 г. В «Деяниях  апостолов» упомянуто об убийстве Иродом Агриппой I другого Иакова – сына Зеведеева, брата Иоанна (Деян. 12:2). Менее надёжными, но принимаемыми во внимание являются аргументы, основанные на почтительном отношении автора «Деяний  апостолов» к храму, благоприятное изображение римских властей, отсутствие признаков знакомства с Посланиями апостола Павла, которые известны Клименту Римскому и Игнатию Богоносцу (однако этот тезис оспаривается), менее разработанный (по сравнению с Иоанновым корпусом и Посланиями апостола Павла) богословский язык и церковная терминология: «Христос» является титулом (Помазанник), а не частью имени; архаичное выражение в Деян. 3:13; воскресенье в Деян. 20:7 называется, как у евреев, «первым днём после субботы», а не «днём Господним», как у мужей апостольских; «пресвитеры» и «епископы» в Деян. 20:17, 28 выступают как взаимозаменяемые слова; христиане называются «учениками» и т. д. Глубоковский полагает возможным датировать «Деяния апостолов» временем до кончины апостола Павла, т.е. началом 60 гг. – около 65 г. По сути, с ним соглашается и епископ Кассиан (Безобразов), относящий «Деяния  апостолов» к памятникам конца третьего апостольского периода (до 65 г.). Сторонники второй гипотезы (Лайтфут, Х. Концельманн, Шнайдер, Дж. Фицмайер, Р. Пеш и др.) в качестве основания обычно приводят косвенное указание на кончину апостола Павла в Деян. 20:25, 38. Однако доказать, что здесь речь идёт о свершившемся факте, а не о его пророческом предчувствии, невозможно.

 



 
PR-CY.ru