ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ - Страница 5

Универсализм евангелиста Луки выражается как прямо (см.: Лк. 2:10; 2:32; 3:6; 3:38; 24:47), так и в деталях (например, вместо «равви» говорится «наставник» или «учитель» (Лк. 5:5; 8:24; 8:45; 9:33; 9:49; 10:25; 11:45; 12:13; 17:13); «море Галилейское» называется «озером Геннисаретским» (Лк. 5:1); имена римских правителей предваряют имена еврейских (Лк. 2:1; 3:1); пропущены антиязыческие логии (ср.: Лк. 13:28; Мк. 7:24–30; Мф. 15:21–28). Евангелие и «Деяния  апостолов» объединяет и особое внимание к действию Святого Духа (Лк. 1:35, 41, 67; 2:25–27; 4:14, 18; 11:13). При этом в «Деяниях апостолов» отсутствует характерное для Евангелия от Луки противопоставление «праведник-грешник» (Лк. 5:32; 7:33–35, 39; 15:1–17; 18:9–14; 19:6–10). Авторитет закона Моисеева, подтверждаемый в Лк. 16:17, оценивается иначе в Деян. 13:39; 15:10, 28–29. Ветхозаветная типология Евангелия от Луки сменяется в «Деяниях  апостолов» христологической, проповедь Царства – проповедью Воскресшего Христа. Однако эти различия могут быть вызваны сменой перспективы – с допасхальной на послепасхальную. Как книга Священного Писания «Деяния  апостолов» цитируются христианскими писателями и отцами церкви, начиная с Иринея Лионского. Однако «Деяния  апостолов» отвергали такие еретики, как эвиониты, маркиониты, севериане, позже – манихеи. По словам Тертуллиана, «те, которые не признают этой книги Писания, не могут иметь и Духа Святого, ибо не могут признать, что Дух Святой был ниспослан на учеников». В списках канонических книг «Деяния  апостолов» всегда указываются отдельно от Евангелия от Луки. Обычно они следуют за четырьмя Евангелиями (до Павловых Посланий – Канон Муратори; каноны североафриканских Соборов 393–419 гг.; декрет папы Геласия; до Соборных Посланий; 60-е правило Лаодикийского Собора 363 г.; Ватиканский и Александрийский кодексы Нового Завета; Пешитта; большинство современных православных изданий Нового Завета). Иногда «Деяния апостолов» располагаются после Евангелий и Павловых Посланий. До Соборных Посланий; Синайский кодекс; после Соборных Посланий и перед Откровением; в Челтнемском списке канонических книг (360–370 гг.) «Деяния  апостолов» находятся до Откровения и Соборных Посланий. В самом конце Нового Завета «Деяния  апостолов» помещают 85-е Апостольское правило (около 380 г., Западная Сирия; после Соборных Посланий, 1-2 Клим и Апостольских Постановлений) и канонический список из Кларомонтанского кодекса VI в. (после Соборных Посланий, Послания Варнавы, Откровения Иоанна Богослова, но до «Пастыря» Ерма и апокрифических Деяний Петра и Деяний Павла). Язык «Деяний  апостолов» характеризуется как греческий койне, более литературный, чем в других книгах Нового Завета, что проявляется в употреблении оптатива, инфинитива будущего времени, причастия будущего времени для указания цели, ряда риторических фигур (литот, парономасий, синонимов). Предположения, делавшиеся ещё в начале XX в., об использовании в «Деяниях  апостолов» еврейского или арамейского источника в настоящее время отвергаются всеми исследователями (по свидетельству святителя Епифания, в конце I – начале II в. существовал перевод «Деяний  апостолов» с греческого на еврейский язык).

 



 
PR-CY.ru