ДЕСЯТИНА церковная - Страница 2

Так, например, специфика древнерусских условий заключалась в том, что здесь десятина была принята не в частной форме, когда каждый крестьянин или горожанин должен был отдавать часть своих доходов христианскому культу, а в централизованной – эта часть платилась княжеской властью от имени всего населения из тех поступлений, которые реквизировались ею у населения, и она сама отвечала за материальное содержание церкви. Церковная десятина как форма обеспечения культа отсутствовала в римском праве и в Византии, а в Западной Европе в XIII–IX вв. Каролингами была введена система частной, но не централизованной десятины от каждого свободного дворовладельца. На западе Европы она первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов. Но постепенно церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 г. уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий (742/747 – 814 гг.) в 779 г. превратил её в налог, обязательный для всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов – смертной казни). Вместе с тем он предписал делить десятину на три части: на построение и украшение церквей; на бедных, странников и богомольцев; на содержание духовенства. Духовенство всё больше и больше увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III; 1159–1181 гг.). Вместе с тем церковь всё больше и больше уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Что касается десятинной системы счёта, она имеет очень широкое, общеевропейское распространение и уходит вглубь веков. Отчисление в виде пошлин и жертв в размере десятой доли известны не только в Передней Азии, но и в Средиземноморье ещё в античное время. Согласно географам IX–X вв. Ибн Хордадбеху и Ибн ал-Факиху, торговая пошлина, которая собиралась в IX в. с русских купцов византийцами в Чёрном море и хазарами на Нижней Волге, также была «десятинной», но не церковной. Поэтому связывать всякую десятину обязательно с христианской или библейской у исследователей нет оснований. В славянских странах системы десятины была различными. Что касается южнославянских стран, то источники сохранили только поздние свидетельства XII–XIII вв., когда в Болгарии «десятъкъ» представлял собой налог с урожая и приплода, связанный своим происхождением с Византией. Имеющиеся сведения о системе обеспечения церкви в ранее время у западных славян позволяют исследователям обнаружить черты, сходные с Древней Русью. Общность первоначальной формы церковной десятины на Руси, которая отличается от форм, известных в других странах, наряду с общим распространением десятинных форм отчисления и является основанием для того, чтобы видеть в форме обеспечения церкви, принятой князем Владимиром, местную, дохристианскую языческую традицию содержания культа. Подтверждение этого обнаруживается в том, как обеспечивался культ богов у балтийских славян. В XII в., по сообщениям Гельмгольда и Саксона Грамматика (XII–XIII вв.), святилище Свентовита в Арконе получало десятую долю добычи, передаваемую ему местными племенами.

 



 
PR-CY.ru