ДЕСЯТИЛЬНИКИ - Страница 3

Институт десятильников как представителей низшего звена церковного управления постепенно исчезал, но, отказываясь от его использования, епископы пытались одновременно получить средства для содержания детей боярских архиерейских дворов. В частности, на Русском Севере, бывшем частью Новгородской епархии, в середине XVII в. появился новый налог – «откуп за сиделого десятильника». Сохранявшаяся практика посылки детей боярских для сбора церковных пошлин противоречила постановлениям Стоглавого собора. Для дальнейшей судьбы института десятильников принципиальное значение имели решения Большого московского собора 1666–1667 гг., провозгласившего неподсудность духовных лиц светским властям. Судебные дела, касавшиеся духовенства, должны были разбирать судьи из духовенства. Несмотря на то, что в конце 1660 – начале 1670 гг. посылка детей боярских на «десятину» и для сбора дани продолжалась, в эти годы стали предприниматься шаги, направленные на ликвидацию такой практики. В 1673 г. Новгородский митрополит Иоаким (Савёлов; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси; 1674–1690 гг.) передал сбор всех церковных налогов и их доставку в архиерейскую казну выборным представителям духовенства, одновременно установив новую подать – «за десятинный доход», которая должна была идти на содержание детей боярских архиерейского дома. Несмотря на введение данной подати, эта мера существенно облегчила положение приходского духовенства, т.к. при сборе дани десятильники помимо установленных для них кормов взимали незаконные поборы и допускали многочисленные другие злоупотребления. Институт десятильников был ликвидирован в 1675 г. решениями Собора, созванного патриархом Иоакимом. Собор постановил создать для суда над духовенством духовные суды разного уровня, в работе которых не должны были принимать участие дети боярские архиерейских домов. Светских чиновников можно было привлекать только для исполнения принятых решений – «против архиерейского чину непослушников». Собор также передал сбор налогов в архиерейскую казну представителям духовенства. В первые годы после Собора, хотя и встречались отдельные случаи посылки «сиделых» десятильников, в целом деятельность этого института управления была прекращена. В начале XVIII в., с уничтожением архиерейских служилых людей, исчезли и десятильники, превратившись в «духовных дел управителей». Представителями церковной власти в десятинах стали наместники архиерея – как правило, настоятели крупных монастырей или соборные протопопы. Как при десятильниках, так и при поповских старостах существовало особое учреждение – десятильнич двор, где производились «розыски» по всем делам, входившим в круг церковной компетенции, хранились копии с подлинных дел, сказок и розысков, производившихся в десятине и препровождённых затем в архиерейский разряд.



 
PR-CY.ru