ДЕНОМИНАЦИЯ

ДЕНОМИНАЦИЯ (от лат. «denomination» – «перенаименование», «обозначение», «наделение специальным именем») –  понятие религиоведения, означающее тип религиозной организации в христианстве. В широком религиоведческом смысле понятие «деноминация» используется как синоним вероисповедания, конфессии или автономной церкви. Впервые термин «деноминация» ввёл в научный оборот Хельмут Ричард Нибур (1894–1962 гг.). Существенный вклад в разработку понятия «деноминация» в контексте изучения религиозных организаций внесли также Г. Беккер, Л. Поп, Дж. М. Йингер, Б.Р. Вильсон, И. Вах, Т. О’Диа и др. По мысли Х.Р. Нибура, деноминация – закономерный этап эволюции религиозной организации от религиозной секты и церкви. Ведущим фактором превращения секты в деноминацию, по его мнению, является приспособление секты, существующей, как правило, не дольше жизни одного поколения, к «системе мира», его ценностям, нормам и правилам. Специфической чертой деноминации является её промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Основные признаки деноминации: 1) сочетание черт секты и церкви; 2) численно больший, чем в секте, но меньший, чем в церкви, состав последователей; 3) распространение деноминации ограничено социальными, этническими и региональными рамками; 4) постоянное членство; 5) контроль над поведением, дисциплиной и регламентацией жизни прихожан; 6) преимущественный приток новых членов за счёт обращения детей прихожан; 7) принцип равенства всех членов; 8) чёткая организационная структура; 9) развитие внутриорганизационной демократии; 10) выборность руководящих постов; 11) наличие профессиональных должностей (служители культа, администраторы, служба порядка и др.); 12) отсутствие деления на клир и мир; 13) оппозиционность к другим вероучениям и религиозным организациям, сочетающая в себе критику, компромисс, возможность диалога; 14) мотив собственного «богоизбранничества», «элитарности», «инаковости» наряду с открытостью для новых последователей; 15) наличие особой корпоративной этики и эстетики (поведение, язык, одежда и др.); 16) связь, а нередко и активное сотрудничество с «миром» (участие в политических, культурных, социальных и других сферах жизнедеятельности общества); 17) эмоциональность ритуально-культовой практики; 18) не завершившийся процесс формирование вероучения (догматика, идеология, Священное Предание и др.); 19) развитие материальной базы деноминации и благосостояния прихожан; 20) социальная и правовая институализация. В зависимости от условий существования деноминации могут в большей или меньшей степени проявляться, присутствовать или отсутствовать те или иные черты. При определённых условиях развития в деноминации может возникать тенденция к эволюции в сторону превращения в церковную организацию или процесс дефрагментации, отделения от деноминации сектантских групп. Наибольшее развитие деноминации получили в протестантизме (баптизм, конгрегационализм, лютеранство, методизм и др.), а наибольшее распространение – в США. Источник: Энциклопедия религий. М., 2008 г.

 
PR-CY.ru