ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ - Страница 3

От IV в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией). По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причём епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шёл в главную церковь (Мартириум), где была проповедь, и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня. После отпуста весь народ вёл епископа с песнями на Сион; там при конце третьего (девятого) часа читалось место из Деяний о сошествии Святого Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, после окончания которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в шестом часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться. Собравшись на Елеоне, народ шёл на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон). Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в девять часов бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в десять часов совершалась вечерня с обычной молитвой, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью, и там литию встречали со множеством светильников; в Мартириум приходили около двух часов ночи (семь часов вечера); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных. Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось то же. Наконец, совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Всё оканчивалось около полуночи. Таким образом, богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток. Нечто подобное, такое же множество литий, бывало ещё только в ночь на великую пятницу. От VII в. есть древнейший чин богослужения Пятидесятницы (в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке). Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что даёт зародыши нынешних трёх молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих восьми литиях в этот день. В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех двунадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII в. на Пятидесятницу каноны составлены Иоанном Дамаскиным (ум. около 777/780 г.) и Космою Маюмским (ум. около 787 г.). От IX в. есть уже для Восточной церкви полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской церкви. Обычай украшать в день Пятидесятницы дома зеленью распространился и в Русской церкви. Православные храмы в честь праздника выстланы свежескошенной травой, иконы украшены берёзовыми ветвями. В католической традиции праздник Троицы отмечают в следующее воскресенье после праздника Пятидесятницы. День Святой троицы отмечается также протестантами. См. также Пятидесятница.



 
PR-CY.ru