ДЕНИСОВЫ - Страница 5

Основную часть произведений Андрея Денисова, которых по разным подсчётам существует от 119 до 183, составляют проповеди. Староверы именовали его «вторым Златоустом». Его проповеди были аскетического характера, в основном, они посвящены общим принципам христианского вероучения и нравственности, а также некоторым особенностям беспоповского учения. Выговская традиция сохранила воспоминание о чертах характера Андрея Денисова: рассудительности, стремлении сохранить в братии мир и согласие, скромности в пище и одежде (на братские труды приходил в одеждах «уже многоплаченых», т.е. многократно зашитых и заплатанных), знании меры, в том числе в произнесении проповедей, «ибо толь благоискусно и мерно оное произвождаше, яко слушателей никогда же во отягощение и уныние привождаше». На его погребение собралось до 2 тыс. человек, в том числе крестьяне окрестных деревень. Сочинения первого выговского киновиарха переписывались, его изображение помещалось на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках. «Житие Андрея Денисова» было написано настоятелем Выговского общежительства в 1780–1791 гг. Андреем Борисовым в 1780 гг., тогда же Иван Антонов составил службу ему. С годами Андрей Денисов стал восприниматься старообрядцами-беспоповцами как символ славы общежительства и как его небесный заступник. Младший брат Семён Денисов – один из основателей Выговского общежительства, старообрядческий писатель, в Выговскую пустынь переселился вместе с отцом и братом Иваном по инициативе старшего брата Андрея в 1697 г. Сразу же стал его помощником по обустройству киновии. Вместе с ним в 1707–1712 гг. ездил по России с целью сбора милостыни для обители, переживавшей череду неурожайных лет и голод, одновременно приобретал старопечатные и рукописные книги и участвовал в сборе церковно-археологических свидетельств в пользу «старой веры». 10 декабря 1713 г. Семён Денисов был арестован как «расколоучитель» по повелению митрополита Новгородского и Великолукского Иова (ум. в 1716 г.), больше четырёх лет провёл в заключении, отказываясь от присоединения к Синодальной церкви, в письменной полемике с митрополитом Иовом отстаивал истинность старообрядчества. 29 марта 1714 г. узника отвезли в Санкт-Петербург для представления Петру I. Царь не освободил заключённого, не предал его казни, но распорядился обращать к Синодальной церкви мерами убеждения. 1 марта 1714 г. Семён Денисов был возвращён в Новгород.

 



 
PR-CY.ru