ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 5

В таком же состоянии оказались и падшие ангелы: их бытие, дарованное им Богом, оказалось в условиях небытия, что породило их лютую ненависть к бытию сотворённого Богом мира. Классическим примером дьявольской борьбы, направленной на уничтожение всего существующего, служит случай, описанный в Книге Иова. Сатана уничтожает всё: детей и родственников Иова, их домашний скот и жилище, а самого Иова поражает тяжёлой болезнью. Если бы его разрушительным действиям не был положен предел (Иов. 2:6), то был бы уничтожен и сам Иов. Падшими ангелами «овладевает… жажда какого-то немыслимого небытия». Поскольку утолить эту жажду им не удаётся, все свои усилия они направляют на то, чтобы хотя бы испортить Божий мир. Другой особенностью сатанинского полюса является то, что существа, на нём пребывающие, замкнуты в себе. Было бы ошибкой, по замечанию протоиерея Сергия Булгакова, эту замкнутость интерпретировать как любовь к самому себе, «ибо это есть contradictio in adjecto: любовь не может быть моноипостасна, эгоцентрична, обращена «к самому себе». Себялюбцу некого и нечего любить при этом тожестве субъекта и предмета любви». В своих дальнейших рассуждениях о любви, «вывернутой наизнанку», протоиерей Сергий Булгаков приводит мысль преподобного Исаака Сирина «о том, что адское горение есть муки любви. Здесь это обстоит именно так: существа, созданные любовью, в любви и для любви, угашая в себе любовь, не перестают мучиться именно тем, что составляет внутренний закон их бытия. Но из светлого пламени любви они погружаются в преисподний, тёмный, леденящий огонь зависти, ненависти, злобы. Ненависть есть отрицательная энергия любви, любовь с минусом, сохраняющая, однако, свою абсолютную величину, ту силу любви, которой они поражаются в своём духовном самоубийстве, не знающем смерти». Отрицательная энергия тёмных сил не меняет онтологического статуса их природы, поскольку зло как небытие не способно ни создать новой сущности, ни преобразовать бытие как благо в бытие как зло. Эта энергия лишь паразитирует на ангельской природе, поражая её болезнью греха. Сама же природа падших ангелов, как созданная Богом, остаётся доброй. То, что существует, замечает по этому поводу автор «Ареопагитик», «существует лишь благодаря Добру» (т.е. Богу), поэтому «по природе своей не злы и демоны». В противном случае, продолжает он, они были бы «вечно злы», т.е. противостояли бы Богу «на равных основаниях», «как божество или антибожество зла», что находит отражение в дуалистических представлениях о добре и зле. Дары ангельские не изменились и в демонах, однако с момента их падения превратились, по выражению протоиерея Сергия Булгакова, в дары «с минусом». Преподобный Серафим Саровский по этому поводу говорил: «Они (т.е. демоны) гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бессильной их ненависть против Божия творения» (цит. по: Лосский В. «Догматическое богословие»).

 



 
PR-CY.ru