ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 4

Слово «чёрт» происходит, как полагают исследователи, из праславянского слова, означающего «проклятый». Имея дохристианское происхождение, это наименование в славянской мифологии использовалось в применении к злому духу, а в христианские времена получило широкое распространение в славянской демонологии. Имя «чёрт» может обозначать как Сатану, так и подчинённых ему злых ангелов. В применении к Сатане и остальным тёмным силам Священное Писание использует целый ряд нарицательных имён и прозвищ: лукавый (Мф. 6:13; Лк. 11:4; Еф. 6:16), великий дракон, древний змий (Откр. 12:9), враг (Мф. 13:39), противник (1 Петр. 5:8), дух нечистый (Мк. 3:30), лжец, отец лжи (Ин. 8:44) и др. Общеславянское слово «бес», восходящее к индоевропейскому выражению, означающему «вызывающий страх, ужасный», применяется, как правило, не к Сатане, а к остальным падшим духам. В славянской мифологии встречаются имена, приписываемые различным сказочным персонажам: леший, водяной, домовой и др. Эти существа не всегда являются плодом фольклорных представлений или народных суеверий. Нередко они отражают реальность духовного мира, в котором существуют не только добрые ангелы, хранители человека и его жилища, но и злые, стремящиеся завладеть каким-либо местом в окружающем мире, чтобы оттуда вести невидимую войну. Изменение имени злых существ, например, с русского «домовой» на немецкий «полтергейст» (Poltergeist, букв. – «шумящий», «кричащий», «суматошный дух»), существа дела не меняет и не делает из домового, который является бесом, вселившимся не в самого человека, а в его жилище, представителя внеземной цивилизации или явление природы, пока ещё не раскрытое наукой. Кажущиеся безобидными имена (например, барабашка, бесёнок), которыми по легкомыслию называют иногда злого духа, лишь на руку самим тёмным силам; они усыпляют бдительность человека перед лицом опасности, исходящей от врага человеческого рода. Падение Сатаны создало «новый полюс... призрачный сам по себе, но реальный благодаря воле…» (Лосский В. «Мистическое богословие»). Сатана превратился в существо, воля и действие которого стали центром и источником мирового зла. Причём зло здесь «существует в чистом виде, не как недоразумение, заблуждение или даже обман (как в человеке), но как прямое самоопределение. Зло возникает здесь непосредственно в области отношений к Богу, ибо бесплотные духи зрят Его лицом к лицу. Никакой атеизм или полувера здесь невозможны, по прямому свидетельству апостола: “И бесы веруют и трепещут” (Иак. 2:19); зло есть прямое восстание против Бога…» (Сергий Булгаков). Призрачность «нового полюса» заключается в том, что зло, которое его породило, само не является сущностью, а представляет собой лишь состояние, в которое попала природа первого, а затем и последующих падших ангелов, «выпавших» из сферы божественного бытия. Суммируя учение о зле святителя Диадоха Фотикийского и святителя Григория Нисского, В.Н. Лосский говорит, что зло существует лишь в тот момент, когда его совершают; при этом существование того, кто ему подчиняется, парадоксально: «Он существует в несуществующем».

 



 
PR-CY.ru