ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 2

Среди Божественных даров, какими высший ангел наряду с другими ангелами был наделён, главным оставался дар свободы, которым он обладал как существо личное. Однако этот дар не был абсолютным. Христианство исключает дуалистический подход, утверждающий, что Бог всесилен над бытием, но не над свободой, признающий примат свободы над бытием. И бытие сотворённых Богом ангелов, и свобода, которой они были наделены, коренились в Самом Творце. Такая зависимость не унижала ангельского достоинства, поскольку имело место приобщение к Божественному Источнику подлинного бытия и подлинной свободы. Ангельский мир был свободен не от Бога, а в Боге, любовь Которого исключала по отношению к Его творению любое принуждение. Способность к самоопределению – главное свойство дарованной свободы; Бог никому не навязывает Себя насильно. Поэтому ответ творения на любовь Творца мог быть исключительно свободным. У ангелов была двоякая возможность – ответить Богу взаимностью или отказать Ему в любви. Соответственно и дар свободы был обоюдоострым: с одной стороны, он определял достоинство небесных сил, способных самостоятельно, разумно, свободно и ответственно осуществлять своё предназначение, а с другой – заключал в себе потенциальную возможность злоупотребить дарованной свободой, превратив её в произвол. Наличие такой возможности показывало, что идеал подлинной свободы, обладая которой разумное существо уже не колеблется в выборе между добром и злом, но окончательно и навсегда избирает только добро, не был данностью, а представлял собой цель, к которой ангельский мир должен был стремиться, если он желал жить с Богом и быть Ему верным. Сопряжённость свободы с возможностью падения парадоксальным образом подчёркивает ангельское достоинство. Личное существо есть высочайшее творение Божье именно потому, что Бог вкладывает (в него) способность любви – следовательно, и отказа. Владимир Николаевич Лосский (1903–1958 гг.) писал: «Творя «новое», Бог действительно вызывает к жизни «другого»: личное существо, способное отказаться от Того, Кто его создал… Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Своё творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним» (Лосский В. «Догматическое богословие»).  Стремление к отмеченной цели, т.е. к добру, одновременно являлось и стремлением к обожению, к которому Бог призывает всякое разумное существо – и ангелов, и людей. Утверждение «вы – боги» (Пс. 81:6), провозглашённое в ветхозаветные времена и повторенное Иисусом Христом в Новом Завете (Ин. 10:34), не является метафорическим. Бог действительно призывает к тому совершенству, каким обладает Небесный Отец (Мф. 5:48). И хотя идеал Божественной жизни «вы – боги», как и само Священное Писание, в котором он начертан, адресован человеку, беспредельная Божественная любовь к Своему творению может служить основанием к тому, чтобы данный идеал можно было усматривать и в жизни ангелов.

 



 
PR-CY.ru