ДЕМИУРГ, Димиург - Страница 3

В неоплатонизме, начиная с его основателя античного философа Плотина (204/205 – 270 гг.), функции Демиурга прочно закрепляются за Умом – второй после Единого бестелесной сущностью. Вступая в спор с Нумением и гностиками, Плотин доказывал, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нём самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой – в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта. В позднем неоплатонизме появляется уже целая «серия» демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. У античного философа-неоплатоника Прокла (412–485 гг.) роль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум – последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие–жизнь–ум. В христианском богословии термин «Демиург» (наряду с именованиями «Зиждитель», «Творец», «Художник», «Поэт») характеризует Бога как Создателя и Устроителя всего существующего. При этом Бог может именоваться Демиургом не только применительно к творению мира из ничего, но и в случае творения того или иного сущего из прежде имевшегося материала. В святоотеческой литературе термин «Демиург» употреблялся как применительно к Богу вообще, так и по отношению к Отцу, Сыну и Святому Духу в отдельности, а также ко всем Лицам Святой Троицы вместе, поскольку «вся Троица есть творящая и созидательная». Вместе с тем в святоотеческом богословии существовало устойчивое представление, что поскольку Сын как Слово Божье приводит в исполнение творческий замысел или волю Отца о мире, то имя Демиург подобает Ему в первую очередь. Это мнение ясно выразил святитель Василий Великий (около 330 – 379 гг.), который в творении различал «Отца как предначинательную причину сущих, Сына – как демиургическую, а Святого Духа – как совершительную». Вместе с тем святитель подчёркивал, что наделение Бога Слова демиургическими функциями обусловлено исключительно волей Отца. Термин «Демиург» в святоотеческом богословии изредка мог применяться к человеку и ангелу, но лишь в значении «автор», «источник», «причина». В современном религиоведении понятие «Демиург» используется, прежде всего, в широком смысле для обозначения персонифицированных образов Божественного начала, созидающего мир. Демиург – Божество, наделённое креативными функциями (например, в индуистской триаде Брахма – Вишну – Шива в роли Демиурга выступает Брахма). Исследователи мифологии и антропологи употребляют термин «Демиург» также применительно к образу архаического культурного героя, выполняющего созидательную работу во благо людей. При описании дуалистических мифологий Демиургом может быть назван также двойник положительного культурного героя – трикстер-Демиург. С деятельностью трикстера-Демиурга в архаических миологиях нередко связано появление болезней, смерти, других негативных явлений, хотя трикстер-Демиург, скорее, амбивалентная фигура (как, например, койот в мифологии североамериканских индейцев), чем однозначно отрицательная.



 
PR-CY.ru