ДЁЛЛИНГЕР Иоганн Йозеф Игнац фон

ДЁЛЛИНГЕР Иоганн Йозеф Игнац фон (1799–1890 гг.) – баварский католический священник, историк церкви и богослов; один из инициаторов движения старокатоликов в Германии в 1870 гг. В 1816 г. поступил в университет Вюрцбурга, где изучал историю, философию и естественные науки. В 1820 г. продолжил учёбу в семинарии Бамберга, после окончания которой 22 апреля 1822 г. был рукоположён во пресвитера и назначен капелланом в Шайнфельде, Средняя Франкония. В 1826 г. защитил докторскую диссертацию «Учение о Евхаристии в первых III веках». В том же году был приглашён в Мюнхенский университет для преподавания канонического права и церковной истории, здесь же параллельно преподавал экзегетику Нового Завета и философию религии. С 1835 г. – постоянный член Баварской академии наук (с 1837 г. – президент), неоднократно избирался ректором Мюнхенского университета. С конца 1820 гг. активно участвовал в общественно-политических движениях; стал одним из лидеров «Католического движения», выступавшего против стремления германских властей подчинить религию и католическую церковь в Германии своим политическим целям. Первоначально придерживался строго ультрамонтанских воззрений. В 1849 г. на собрании Католического союза Германии в Регенсбурге произнёс речь «Свобода Церкви», где изложил идею автономии немецкого епископата от Рима в той степени, в какой она не будет препятствовать католическому единству. Начиная с 1850 г. начал выступать в духе, близком к фебронианству (по псевдониму Иоганна Николая Гонтгейма – «Юстин Феброний»), за независимость немецкого епископата от Рима. Дёллингер был одним из основателей так называемой исторической школы, которая ратовала за применение разнообразных светских разработок при изучении церковного Священного Предания, шёл в этом дальше своих единомышленников; выступил с требованием свободы научного поиска и ликвидации жёсткого контроля со стороны церкви за деятельностью учёных-историков. В 1857 г. Дёллингер совершил путешествие в Италию, где был поражён состоянием административных и хозяйственных дел в Папской области, что определило его полный отход от ультрамонтанства. В 1863 г. вместе с Иоганном Баптистом Альцогом (1808–1878 гг.) и Даниилом Ганебергом (1816–1876 гг.) созвал собрание католических учёных в городе Мюнхене. В своей полемике с «папским абсолютизмом» доходил до отрицания целесообразности существования Церковного государства; резко критиковал систему его управления. Ещё жёстче критиковал попытки возрождения схоластического богословия, предпринимавшиеся иезуитами. В «Письмах Януса» (в соавторстве с другими), вышедших в 1869 г., подверг критике обскурантизм (мракобесие) Силлабуса («Syllabus Errorum»).

 



 
PR-CY.ru