ДЕКРЕТАЛИИ

ДЕКРЕТАЛИИ (от лат. decretum – «указ», «определение», «постановление») – название посланий Римских пап (с конца IV в.), адресованных отдельным лицам, партикулярным (локальным) церквам  либо всей церкви по административным, церковно-судебным и каноническо-правовым вопросам. В отличие от энциклик, декреталии оформлены как письмо конкретному адресату, ответ на вопрос, обращённый к папе по частному делу, разрешение которого может служить общим правилом. Декреталии могли исходить лично от папы или от папы и его совета. В большинстве случаев они вели к изменению существующих традиций церкви, тем не менее, они, как правило, мотивировались так называемыми апостольскими преданиями. При этом мнение, выраженное главой церкви, основанной одним из апостолов, признавалось как бы свидетельством самих апостолов. На Востоке обращались к главам любой другой из «апостольских» церквей. На Западе, наоборот, только один римский епископский престол признавался апостольским, центром всех латинских церквей. Отсюда число и значение советов, данных римскими епископами, их апостольский авторитет. В свою очередь, авторитетность декреталий значительно способствовала усилению могущества римских епископов, приобретая всё большее значение по мере развития этого могущества. Первое несомненно подлинное послание римского епископа, представляющее по характеру декреталию, относится к IV в. В конце V или в начале VI в. римский аббат Дионисий Малый, пересматривая собрание соборных канонов, прибавил к ним 38 декреталий семи пап (позже к этому собранию прибавили декреталии других пап). Когда находили декреталии в одном и том же сборнике с канонами, им стали приписывать равное значение. Другой сборник, составленный в Галлии около первой половины VI в., содержит (также наряду с соборными постановлениями) декреталии пап Дамасия I (366–384 гг.) и Геласия I (492–496 гг.), которые считаются самыми ранними. С тех пор, как декреталии получили авторитет в тех или других странах, становилось выгодным составлять подложные декреталии. Уже в 414 г. Иннокентий I (401–417 гг.) жалуется на такого рода фальсификации. В употреблении ложных декреталий для поддержки своих притязаний обвиняли Реймского архиепископа Гинкмара (около 806 – 882 гг.). Декреталии, изданные в сборнике Дионисия Малого, были воспроизведены в коллекции, составленной в Испании около первой трети VII в. и бездоказательно приписанной Исидору Севильскому (около 560 – 636 гг.). Эти декреталии стали очень известными и заработали громкую репутацию предполагаемому автору. Между 844 и 863 гг. в Реймской епархии сборник был переработан вновь. Автор этой переработки, известной под названием «Ложных Декреталий», воспользовавшись именем Исидора Севильского и содержанием приписываемого ему произведения, прибавил к нему свои фальсификации (всего сборник стал насчитывать 35 ложных документов). Авторитет этого сочинения часто оспаривался, но в течение многих веков никто не сомневался в его подлинности. Первые серьёзные нападки были сделаны протестантами. О подложности документов объявил Жан Кальвин (1509–1564 гг.), развёрнутое доказательство подложности было дано в «Магдебургских центуриях». Наибольшее количество декреталий было издано в IX–XI вв., когда из-за редко созывавшихся церковных Соборов папы компенсировали ими коллегиальные решения по различным вопросам. Будучи вначале авторитарными папскими определениями, декреталии, касавшиеся ряда конкретных проблем церкви, стали со временем одним из источников церковного права. Составлявшиеся с начала XII в. в отдельные тома (в связи с развитием канонического права в университетах Западной Европы) отдельные декреталии вошли в изданный в 1580 г. «Корпус канонического права» («Corpus Iuris Canonici») – кодекс канонического права, действовавший в церкви вплоть до 1917 г. В настоящее время декреталии используются крайне редко, преимущественно в форме торжественной буллы, посвящённой особо важным вопросам (догматические определения, канонизация), подписываемой папой Римским и членами кардинальской консистории.

 
PR-CY.ru