ДЕИСУС - Страница 6

Подобные композиции получили распространение в византийском искусстве во второй половине XIV в. Самый ранний пример представлен в росписи церквей Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 гг.); монастыря Богоматери Заумской в Зауме, Македония (1361 г.); великомученика Димитрия Маркова монастыря, Македония (около 1376 г.); св. Афанасия в Кастории (конец XIV в.), а также в русских росписях, на иконах балканских мастеров и их более поздних повторениях (церковь Спаса на Ковалёве, около 1380 г.; икона из Успенского собора Московского Кремля, конец XIV в., ГММК; икона XV в., ГТГ; икона, 1562 г., ГРМ). Литературной основой образа является текст 44-го псалма, начинающийся словами «Предста Царица одесную Тебе», которые истолковываются как пророчество о Богоматери-Церкви. Рядом с Христом надписи: «Царь Царем», «Судия праведный», «Грозный Судия». В XVII в. композиция встречается в качестве средника деисусного чина иконостаса (церковь Покрова в Филях). В русской иконописи Деисус встречается не только как самостоятельная композиция, но и в качестве дополнения на иконах другого сюжета, обычно располагаясь на верхнем поле над средником. Такой тип икон представляет собой развитие широко распространённых в византийском искусстве X–XIII вв. образов с избранными святыми на полях (например, икона «Святитель Николай», X в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Деисусные композиции отличаются большим разнообразием как иконографических вариантов средника, так и составом предстоящих. Особую популярность получили иконы с Деисусом в искусстве Новгорода и Пскова. Один из ранних примеров – псковская икона «Илия Пророк с житием» (XIII в., ГТГ), где на верхнем поле представлен семифигурный поясной Деисус. На иконе святителя Николая («Никола Липный») мастера Алексы Петрова (1294 г., НГОМЗ) представлен поясной апостольский Деисус с архангелами, в центре которого – этимасия; на псковской иконе «Рождество Богоматери» (XV в., музей П.Д. Корина, ГТГ) – поясной чин с архангелами, Богоматерью и святителем Николаем по сторонам от Спасителя; на иконе северных писем «Святитель Николай» (начало XVI в., ГРМ) – пятифигурный поясной Деисус с Нерукотворным образом Спасителя в центре; на иконе «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми» (1565 г., ГРМ) – семифигурная фронтальная композиция с поясными изображениями Спасителя, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом, святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. По аналогии с деисусной композицией в искусстве Русского Севера XVI–XVII вв. получило распространение изображение избранных святых в позах молитвенного предстояния со святителем Николаем в среднике (например, икона «Св. Анастасия Римляныня с избранными святыми», XVII в., ПИАМ).



 
PR-CY.ru