ДЕИСУС - Страница 3

Идейное содержание деисусной композиции, её соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Деисус-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона монастыря Осиос Лукас (1020 гг.) помещён поясной Деисус; в росписи алтаря собора Святой Софии в Киеве (1037 г.) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Деисус-триморф включался в состав византийских эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Деисус-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в., – рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1140 гг.). В Византии Деисус-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее сербских иерархов в церкви св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260 г.); в парекклисионе церкви Богородицы Паммакаристос в Константинополе (1311–1320 гг.). Иконы Деисуса-триморфа создавались на Балканах в поздневизантийские и поствизантийские периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на втором плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», конец XIV – начало XV в., ГТГ; икона из Бачковского монастыря, 1495 г., Национальная художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703 г., Национальная художественная галерея, София). На Руси иконы Деисуса-триморфа встречаются реже (например, икона Деисус (оглавный), начало XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ). C XI в. Деисус-триморф становится центром композиции «Страшный Суд», где Богоматерь и св. Иоанн Предтеча представлены как ходатаи за человеческий род перед Христом-Судиёй (миниатюра из Евангелия XI в.; икона XII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, роспись церкви Панагии Халкеон в Фессалонике, 1028 г.; мозаики церкви Санта-Мария Ассунта в Торчелло, около 1130 г.). В многофигурном Деисусе предстоящие Христу святые изображены в иерархическом порядке. Один из ранних примеров – пятифигурный Деисус Лимбургской ставротеки (X в.). Помимо Богоматери и св. Иоанна Предтечи, которые здесь представлены на противоположных, а не на своих традиционных местах (Богоматерь по левую, а Иоанн по правую руку Христа), здесь помещены архангелы в царственных лоратных облачениях. За Богородицей – архангел Михаил, за св. Иоанном Предтечей – архангел Гавриил. Все святые изображены в рост по сторонам от тронного образа Христа. Объёмно-пространственным вариантом пятифигурного Деисуса (поясного) является мозаика свода нартекса и люнета над центральным входом в кафоликон монастыря Осиос Лукас: над порталом помещён центральный образ Христа Пантократора с раскрытым Евангелием, в медальонах на сводах – Богоматерь с воздетыми руками, св. Иоанн Предтеча и два архангела.

 



 
PR-CY.ru