ДЕИЗМ - Страница 6

Э. Чербери не отрицал возможности Откровения, но считал, что познание указанных основных истин не может от него зависеть, к тому же Откровение предназначено только для тех, кто уже очистили сами себя для восприятия «божественного духа», следовательно, оно избыточно. Все последующие исторические «приращения» к идеям естественной религии обусловливают «измучившие» человечество религиозные противостояния, за которые несут ответственность догматы, культы и их служители, а сами религии и конфессии делятся не на истинные и ложные (согласно Э. Чербери, они все истинны, поскольку соответствуют «разумной религии», и все ложны, поскольку отклоняются от неё), а на более или менее совершенные. Хотя к философам, оказавшим влияние на формирование деизма, причисляют и Джона Локка (1632–1704 гг.), это верно лишь в том смысле, что он акцентировал необходимость согласования Откровения с естественным разумом; догматов христианства он не отрицал и Откровение не релятивизировал. В этом от него отличался его современник Чарльз Блант (1654–1693 гг.), который в сочинении «Великая Диана Эфесская» («Great Diana of the Ephesians», 1680 г.) открыто возвёл таинства церкви к «обману жрецов» и провозгласил, что «в религии мораль выше таинства». Сходных убеждений придерживался и Джон Толанд (1670–1722 гг.), который в «Христианстве без тайн» (1696 г.) заявлял, что в христианстве нет ничего истинного, что могло бы противоречить естественному разуму, а те положения Писания, которые этому условию не соответствуют, не являются аутентичными. В более поздних «Письмах к Серене» («Letters to Serena», 1704 г.), «Адеиседемоне» («Adeisidaemon», 1708 г.), «Назарянине» («Nazarenus, or Jewish, Gentile and Mahometan Christianity», 1718 г.) он скрыто дезавуировал христианское вероучение под видом критики язычества (прежде всего, учение о бессмертии души), пересматривал историю христианства (находя его подлинное ядро в учении эбионитов, отрицавших божественность Иисуса Христа), отрицал апостольское происхождение иерархии и откровенно противопоставлял религию «разумных людей» религии толпы. Дж. Толанд высоко почитал за отстаивание подобных принципов Энтони Эшли Шефтсбери (1671–1713 гг.), который считался большим авторитетом среди деистов наряду с другими лидерами партии вигов (Дж. Галифакс, Дж. Бакингем, Г. Малгрейв, Р. Сандерленд, А. Эссекс и др.) и вклад которого в формирование деизма был связан, прежде всего, с его этическим учением (сочинение «Исследование относительно добродетели или достоинства» – «An Inquiry Concerning Virtue and Merit»). По мысли Э.Э. Шефтсбери, любое доброе дело содержит само в себе награду, тогда как ожидание посмертного воздаяния за него (составляющее важнейший мотив «положительной религии») является его профанированием и лишает добродетель всякой самостоятельной ценности. Антони Коллинз (1676–1729 гг.) в работе «Рассуждение об основаниях и доводах христианской религии» сосредоточил основное внимание на критике святоотеческого истолкования ветхозаветных прообразований, пытаясь дезавуировать типологическую связь двух Заветов на конкретных примерах.

 



 
PR-CY.ru