ДЕИЗМ - Страница 3

Ещё менее корректно популярное мнение (частично восходящее и к свидетельству П. Вире), по которому деисты – те, кто, признавая Божественное творение, отрицают Божественное промышление, т.к. и этого воззрения придерживались не все из тех, кто считались последователями деизма. О реальном объёме деистического редукционизма свидетельствует Сэмюел Кларк (1675–1729 гг.), который во введении к трактату «Рассуждение касательно бытия и атрибутов Бога, обязательств, налагаемых естественной религией, и истины и надёжности христианского откровения» (1704–1705 гг.) выделяет четыре разновидности деистов. Во-первых, те, кто признают Божественное бытие и все Божественные атрибуты, сотворение мира, а также действие Промысла в нём, отвергая при этом Божественное Откровение и опираясь только на естественное богопознание. Во-вторых, те, кто признают все названное, отрицая помимо Откровения также бессмертие души и посмертное воздаяние. В-третьих, те, кто допускают, что Бог управляет природным миром, но считают, что Он, будучи лишён «антропоморфных» атрибутов благости и справедливости, безразличен к преуспеянию человечества (они также отрицают всё то, что отрицают деисты первых двух направлений). Наконец, те, кто отрицают наряду со всем выше перечисленным также и то, что Бог непосредственно правит природным миром. Поскольку все разновидности деизма отрицают, по крайней мере, значимость Откровения, с богословской точки зрения деизм можно определить как теологическое направление, редуцирующее всё богопознание до возможностей естественной теологии, которая в традиционных конфессиональных теологических системах составляла лишь часть, а не целое. Это определение подтверждается дифференциацией деизма и теизма во втором издании «Критики чистого разума» Иммануила Канта, который, хотя и сужает деизм до трансцендентальной теологии (рассмотрение Божества из одних понятий чистого разума), оставляя естественную теологию за теизмом, и освобождает его вследствие указанного смешения понятий от опоры на Откровение, справедливо предполагает (исходя из различного понимания Божественного начала в теизме и деизме), что «снисходительнее и справедливее будет сказать, что деист верит в Бога, а теист верит в живого Бога». С исторической точки зрения деизм был значительно объёмнее, чем только теологическая позиция, и интегрировал ряд характеристик духовного внеконфессионального религиозного движения, которое мыслилось его деятелями в качестве «религии просвещённых» (в Германии, например, понятия «деист» и «просветитель» были синонимами), противопоставляемой соперничавшим друг с другом христианским конфессиям, которые в целом воспринимались деистами как «религия для масс».

 



 
PR-CY.ru