ДЕИЗМ

ДЕИЗМ – рационалистическое религиозно-богословское направление Нового времени, последователи которого противопоставляли себя, с одной стороны, атеистам, с другой стороны – последователям определённых христианских конфессий. Деизм обычно противопоставляется теизму и обозначает, по определению Иммануила Канта (1724–1804 гг.), убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок. Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя деизм, по-видимому, – явление религиозной жизни, но в действительности это, скорее, течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С философской точки зрения деизм представляет собой момент в истории развития представлений о Божестве. Политеизм уступает место монотеизму ещё в Греции, благодаря Ксенофонту и его последователям. Они же старались устранить и антропоморфные представления из понятия Божества; но в идее личного Бога, Творца и Руководителя мира, всё же остаётся антропоморфный элемент, поскольку личность немыслима без сознания, а сознание есть атрибут человека. В устранении этого элемента состоит философский момент деизма. С другой стороны, причину деистического направления исследователи ищут в общих условиях умственного движения XVII в. Научные открытия должны были повлиять на религиозные представления и вызвать критику основ религии – откровения и догматов, принимаемых христианской церковью. Деистическое движение было естественным и необходимым результатом общего положения знания в XVII в. Это было рационалистическое движение, с его хорошими и слабыми сторонами. К первым относят защиту свободы совести, борьбу с суевериями и указание на нравственный момент как на наиболее существенный во всякой религии; ко вторым – то непонимание исторических явлений, которым страдало деистическое направление. Принципом и критерием деистов был разум, в форме так называемого здравого смысла, общего всем людям. Отсюда – псевдоуниверсализм, отсутствие исторической точки зрения, борьба против всего, что превышает понимание здравого смысла. Поэтому и результаты деистического движения были отрицательные: деисты не создали системы и представляют собой лишь направление мысли, к которому примыкали мыслители весьма разных убеждений. Несостоятельность основного принципа деистов была причиной того, что историческая школа, с одной стороны, и спекулятивная философия XIX в. – с другой, окончательно устранили деистов. Оставалась лишь одна из излюбленных мыслей деистов – различение естественной и положительной религии, да их учение о том, что сущность религии состоит в нравственности. Первое свидетельство о деизме восходит к 1564 г., когда кальвинист Пьер Вире (1511–1571 гг.) опубликовал «Христианское наставление», где он упоминает «сборище» тех, кто сами называли себя «деистами».

 



 
PR-CY.ru