ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ - Страница 18

При этом существование какой-либо двойственной истины невозможно, поскольку на каждый вопрос ответ даётся либо в рамках естественного философского знания, либо в рамках сверхъестественного теологического знания, но никогда – в рамках обеих дисциплин. Однако наряду с мыслителями, предлагавшими теологические, по сути, решения, снимавшие проблему двойственной истины, в позднем Средневековье были философы, намеренно заострявшие эту проблему и вновь ставившие в рамках философии уже, казалось бы, исключённые из неё проблемы вечности мира, индивидуального бессмертия и т.п. При всём различии в решении частных вопросов общими для представителей этого философского лагеря, среди которых выделяются Жан Бурдиан (ум. в 1358 г.), Жан Жанден (ум. в 1328 г.), Блазий из Пармы (ум. в 1416 г.), а также некоторые философы падуанской школы, были постепенный осторожный отход от апеллирования к авторитету Аристотеля и попытка построить независимую и объективную систему взглядов, основанную на получаемых эмпирическим путём естественнонаучных данных. У Ж. Жандена исследователи обнаруживают пояснения к рассуждениям Аверроэса о том, что положения религии часто бывают «далеки от истины и человеческого разума». Хотя он объяснил, что эти слова применимы лишь к исламу и ложны в отношении христианства, однако сама идея выдуманности и нелепости религиозных воззрений, будучи однажды введена, постепенно начала распространяться и на христианство, становясь всё более влиятельной в философской среде. Так, Блазий из Пармы уже недвусмысленно заявлял о необходимости для философа отвергать христианскую веру, коль скоро она вступает в противоречие с результатами его исследований. В некоторых сочинениях он прямо высказывал сомнение в истинности ряда библейских повествований, в частности, сказания о потопе, предлагая вместо них собственные фантастические концепции (например, о новом творении человеческих душ из материи после потопа), преподносимые в качестве необходимых «философских» положений. Ещё более причудливо и враждебно христианской теологии основанное на астрологических увлечениях Блазия учение о возникновении религиозных верований вследствие соединения Юпитера с различными планетами. Христианство ставится здесь в один ряд с различными верованиями и называется «сектой»: «От соединения Юпитера с Меркурием произошла христианская секта». Под давлением резкой критики со стороны церкви Блазий позднее осудил свои взгляды, однако сама идея естественного происхождения христианства сыграла значительную роль в подготовке языческого Ренессанса. В эпоху Возрождения примечательной фигурой, завершающей средневековую разработку учения о двойственной истине, является итальянский философ Пьетро Помпонацци (1462–1525 гг.). В его сочинениях присутствует прямое утверждение философской истины как абсолютной, основывающейся только на разуме и не опровержимой разумом. Однако Помпонацци писал и иначе: «Человеческая мудрость почти всегда заблуждается, и человек, исходя из чисто естественных начал, не может достичь истины, особенно в тайнах Бога, а потому следует придерживаться указаний церкви, руководимой Духом Святым». Среди исследователей его творчества развернулась дискуссия о том, следует ли считать подобные замечания истинными убеждениями автора, или же они не больше чем попытка обмануть бдительность инквизиции, неоднократно пытавшейся обвинить П. Помпонацци в ереси.

 



 
PR-CY.ru