ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ, двойная истина, двойственная истина, «двух истин» теория – концепция, согласно которой то, что истинно с точки зрения богословия, может быть не истинным с точки зрения философии и наоборот; термин, служащий для обозначения возникшего в Средние века учения об одновременной истинности или взаимной независимости ряда положений философии и богословия, которые вступают в видимое противоречие друг с другом. Важнейшей проблемой западноевропейской средневековой философии, которая в целом может рассматриваться как опыт рационального  осмысления Священного Писания, является проблема соотношения разума и религиозной веры. Специфическое решение этой проблемы у каждого из средневековых философов и на протяжении каждого из относительно стабильных периодов её существования позволяет понять своеобразие западноевропейской средневековой философии по сравнению с античной и новоевропейской философией и увидеть её единый «сюжет». В истории средневековой философии становлению теории двойственной истины как определённому способу решения проблемы соотношения разума и веры предшествовали характерные для первых веков христианства представления о неизбежности конфликта между разумом и верой и ставшая нормативной для западноевропейского Средневековья от Аврелия Августина (Блаженного; 354–430 гг.) до Фомы Аквинского (около 1225 – 1274 гг.) концепция союза разума и веры под водительством веры. Возникновение теории двойственной истины пришлось на конец XIII в. и оказалось значимым этапом эволюции средневековой философии, поскольку она дала импульс поискам обоснования автономности философии (и рационального познания вообще) в религиозной культуре эпохи, что, в конце концов, предопределило исход и того стиля философствования, за которым закрепилось название «средневековая философия». Теория двойственной истины существенно повлияла на последние великие философские концепции Средневековья – учения Иоанна Дунса Скота (1266–1308 гг.) и Уильяма Оккама (около 1285 – 1347 гг.), пытавшихся уточнить предмет философии (значительно сужая его при этом) и тем самым избежать необходимости объяснять возникновение противоречий между философией и теологией, в которых прежде зачастую обсуждались одни и те же вопросы. Становление и распространение теории двойственной истины в Западной Европе происходило под влиянием роста интереса к философии Аристотеля и той её интерпретации, которую предложили арабские философы, и прежде всего Аверроис (1126–1198 гг.). В приверженности теории двойственной истины не без основания подозревались участники зародившегося в 1260 гг. в Парижском университете интеллектуального движения так называемых «латинских аверроистов» – философов с факультета искусств, не имевших лицензии на преподавание теологических дисциплин: Сигер Брабантский (около 1240 – около 1282 гг.), Боэций Датский (Дакийский; около 1230 – после 1270 гг.), Бернье де Нивель и др.

 



 
PR-CY.ru