ДВОЕВЕРИЕ - Страница 4

Причина двоеверия применительно к русской истории (что также справедливо и в отношении других христианских народов) кроется в недостатке христианского просвещения народных низов, которые очень скоро приняли внешние формы христианства, но, поскольку христианство не имело корней в укладе народной жизни, бытовые обычаи много веков продолжали оставаться языческими. Принимая христианство как новую веру, «народная масса... должна была водиться при сём своим собственным языческим взглядом на взаимное отношение вер» (Е.Е. Голубинский). «Дневная», византийско-христианская, культура, по Г. Флоровскому, «не стала «общенародной» сразу, а долгое время была достоянием и стяжанием книжного или культурного меньшинства. Это было неизбежной и естественной стадией процесса». Живучесть языческих обрядов и та лёгкость, с которой они вступают в связь с обрядовой стороной христианской религии, объясняются, согласно Д.С. Лихачёву, переключением их из религиозной сферы в сферу народной эстетики и малоосознанного суеверия. Смешению христианских и языческих представлений способствовал также религиозный синкретизм самого язычества – допущение и признание вместе со своей верой одинаковой истинности и всех других существующих вер. Таким образом, двоеверие рассматривается как прямое следствие «затянувшейся христианизации». Слово «двоеверие» помимо обозначения соотношения единобожия и язычества могло иметь и другие значения. Преподобный Феодосий Печерский в послании к великому князю Изяславу «О вере крестяньской и о латыньской» (XI в.) называл «двоеверцем» того, кто одинаково «хвалит» и православие, и «латинскую» веру. Ссылаясь на «Временник Ивана Тимофеева» (1617 г.), Ив Левин отмечала, что писатели допетровского времени употребляли термин «двоеверие» также «для характеристики... сатанинских попыток расколоть христианское единство, например, опричнины». Впрочем, двоеверие – не только русская бытовая черта, а общечеловеческая. «Старая вера» обычно не вдруг уступает своё место в человеческом сознании новому мировоззрению, а долго ютится в различных формах быта. Двоеверие, например, существовало в христианах Восточной Римской империи в IV в., как видно из Слова Астерия Амасийского о праздновании календ, из проповеди Василия Великого, укоряющего своих современников-христиан за то, что их праздники на могилах умерших сродников принимали характер языческих луперкалий, и т.д. Такие же упрёки встречаются в проповедях западных церковных учителей. В современной литературе термин «двоеверие» иногда применяется для обозначения сосуществования христианских представлений с различными суевериями в мировоззрении современных российских христиан. Однако современные суеверия не имеют никакого отношения к традиционным языческим верованиям: они возросли на почве атеизма и религиозного невежества.



 
PR-CY.ru