ДВОЕВЕРИЕ

ДВОЕВЕРИЕ – термин, обозначающий наличие в основной вере элементов другого верования. Феномен двоеверия со специфическими чертами для разных времён, мест и этнических общностей присущ всем христианским конфессиям и всем мировым религиям. О присутствии пережитков язычества в жизни христиан разных времён и стран свидетельствует история церкви, которая всегда строго осуждала и неустанно боролась с этим явлением («Слово обличительное против празднования календ» святителя Астерия, митрополита Амасии Понтийской, проповеди папы Римского Льва I Великого, св. Илария, епископа Арелатского, и др., канонические прещения за исполнение языческих обычаев). Суждение о двоеверии как об исключительно русском явлении, согласно современному американскому специалисту по истории Русской церкви Г. Фризу, основано «не на обстоятельном эмпирическом исследовании, а на априорных установках и случайных замечаниях русской городской интеллигенции». Впервые на присутствие термина «двоеверие» в древнерусском литературном памятнике, вероятно, домонгольского периода, – «Слове некоего христолюбца, ревнителя по правой вере», направленном против языческих обычаев у русских христиан, обратил внимание Фёдор Иванович Буслаев (1818–1897 гг.) в середине XIX в. Несколько позже филолог-славист Измаил Иванович Срезневский (1812–1880 гг.) указывал два случая употребления слова «двоеверие» в составе рукописного «Паисиевского сборника» (первая четверть XV в.) – в «Слове некоего христолюбца...» и в «Уставе о постных днях». Появление термина «двоеверие» в научной литературе во второй половине XIX в. основывается именно на его присутствии в этих памятниках. В истории русской литературы представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие двоеверия, но без употребления самого термина. Среди таких произведений древнерусского периода – «Слово о твари» (XII в.), в котором неизвестный автор указывал своим современникам, что многие из них ленятся ходить в храм, «не слушают божественных словес», но «текут, радуяся», на языческие игрища или «зборище идольское» «и весь день тот предстоят, позорьствующе тамо»; компилятивное сочинение «Слово святаго Григорья изобретено в толцех, о том, како первое погани сущи языци кланялись идолом и требы им клали; то и ныне творят», составленное на основе «Слова» святителя Григория Богослова на Богоявление; «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творят и в крестьянстве суще, а не ведают, что есть крестьянство»; «Слово Исаия пророка о поставляющих трапезу роду и роженицам»; «Сказанье святаго отца Нифонта о песнях мирских и о русальях»; поучение «О казнях Божиих», вошедшее в состав «Повести временных лет». Факты проявления двоеверия приводятся и в русских летописях.

 



 
PR-CY.ru