ДАРЕНИЕ КОНСТАНТИНА, Константинов дар, Вено Константиново - Страница 2

После этого в своём послании император объявляет Римского епископа, имеющего высшую духовную власть, главнейшим епископом над всеми остальными епископами; устанавливает закон, согласно которому епископ Рима – господин и начальник над Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским престолами и вообще над всеми, живущими на земле архиереями, священниками и христианами. Всё в христианском мире должен решать суд, который совершает епископ Рима, он же должен издавать законы для всех христиан. Сверх того, в благодарность за святое крещение и исцеление император требует признать храм Спасителя в Латеранском дворце главой всех церквей в мире и перечисляет все императорские облачения и различные украшения, вручаемые Сильвестру, дарит епископу Сильвестру и всем его наследникам свою корону, коня, любимый Латеранский дворец и всю западную часть Римской империи. Епископ возвращает корону императору, но власть над западной частью империи оставляет себе. Император кладёт в новопостроенных церквах тела Петра и Павла, богато украшает их и дарит Римскому епископу земли, сёла, виноградники и озёра, утверждая закон «до скончания века», согласно которому никакой светский начальник не смеет прикоснуться и отнять что-либо из имущества, принадлежащего церкви, и не смеет прикоснуться к церковным пошлинам, собираемым с населения. При таких обстоятельствах императору нечего было делать на Западе, и он заявляет, что уходит на Восток, ибо не подобает земному царю властвовать там, где Небесным царём учреждено было первенство священства и главенство христианской религии. Первые следы знакомства с Constitutum восходят к началу IX в. и ведут во Францию, Сен-Дени. В Риме в IX и X вв. на грамоту не ссылались. Впервые это попытались сделать для обоснования своих территориальных притязаний папы французы Григорий V (996–999 гг.) и Сильвестр II (999–1003 гг.), но их попытка вызвала такое резкое противодействие, что при дворе Оттона III (983–1002 гг.) дошли до подозрений на счёт подложности документа. Однако вспышка сомнения вскоре и надолго потухла. Папа Лев IX (1049–1054 гг.), тоже француз, энергично пользовался документом во время своего столкновения с Византией. С тех пор, а особенно со времени Григория VII (1073–1085 гг.) и с XII в. Constitutum начинает встречаться в папской аргументации и оказывает могучее воздействие на борьбу Рима со светской властью. Обычно противники Рима, не решаясь оспаривать подлинность документа, старались только уклониться от действия его определений: например, представляли интерпретацию Рима ложной, ссылаясь на то, что император Константин I Великий и его сыновья никогда не отказывались от власти над Италией и Римом, но это мало помогало делу. Чтобы обессилить документ, его старались опорочить. Эта попытка вышла из круга последователей Арнольда Брешианского (около 1100 – 1155 гг.): дарение Константина недействительно, потому что Константин крещён во время преобладания арианской ереси. Но арнольдисты были сами еретиками, и это сильно компрометировало их доводы. Их теорию воскресили легисты французского короля Филиппа IV Красивого (1285–1314 гг.), но доказывать подлог никому не приходило в голову.

 



 
PR-CY.ru