ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - Страница 3

Дарохранительницы могли иметь ярусную композицию, напоминающую киворий-сень или колокольню. Такова, например, дарохранительница из Успенского собора в Ярославле работы Афанасия Корытова (1769 г.): поверх основного ковчега, украшенного орнаментами и эмалями с изображением евангельских сюжетов, установлен второй ковчег в виде гробницы, осенённой шатром с главкой, опирающимся на карниз барочной формы и колонки; по сторонам шатра размещены четыре фигурки ангелов с рипидами, обращённых к гробнице. Функции дарохранительницы могли выполнять иерусалимы, сионы-дискосы, дополненные покрытием, напоминающим архитектурные формы храма Гроба Господня (ротонда, купол). В новгородском Софийском соборе дарохранительница в форме голубя («голубь серебряной золочён, весом три фунта двадцать седмь золотников без четверти»; «…одна лапка поломана и крыло надломлено») находилась на жертвеннике вместе с двумя сионами-иерусалимами – византийским середины XI в. и новгородским первой четверти XII в., а также панагиаром 1435 г. работы мастера Ивана. Дарохранительницей служил, например, Большой Сион, заказанный великим князем Иоанном III для московского Успенского собора (1486 г.). Внутри него находится вращающийся на металлической оси серебряный позолоченный поддон-дискос с 36 овальными углублениями, расположенными в три ряда, вероятно для Святых Даров. Дарохранительницы в виде иерусалима-сиона известны в православном искусстве Нового времени. Шедевром болгарской торевтики является серебряная золочёная дарохранительница из монастыря св. Наума на Охридском озере, напоминающая ротонду храма Гроба Господня (1833 г.); её круглая, многоярусная форма близка иерусалимам, созданным в Новгороде XII в. и в Москве XV в. Дарохранительница, вероятно, издавна являлась распространённой формой вклада преимущественно от высокопоставленных лиц, прежде всего, от русских государей. Во время посещения в январе 1830 г. Киево-Печерской лавры императором Николаем I была вложена дарохранительница работы ювелира И.В. Кейбеля, установленная 13 января на престоле Великой церкви (Успенского собора) лавры. Дарохранительницы составляли достопримечательность церковных сосудохранительниц. Так, в начале XIX в. в соборе Святой Софии в Киеве находилась «гробница, или дароносица, старинная напрестольная серебряная, весом в 1 пуд и 2 фунта (около 17 кг)»; упоминаются дарохранительницы в описаниях церквей Пскова, Вологды и др. Под влиянием западноевропейского искусства дарохранительницам могли придавать иные формы. Серебряная дарохранительница, созданная в Санкт-Петербурге мастером Ю.Н. Лундом (1787 г.), представляет собой Голгофу, у подножия которой, под Распятием, помещена скульптурная композиция «Положение во гроб». В миниатюре она повторяет скульптурные группы, предназначенные для богослужений Страстной седмицы, получившие распространение в храмах Западной Европы в XV–XVI вв. В искусстве Нового и Новейшего времени дарохранительница в виде церкви могла быть исполнена в едином стиле с церковным зданием и его убранством, стать частью ансамбля архитектуры, скульптуры и живописи.

 



 
PR-CY.ru