ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - Страница 2

В позднем Средневековье и особенно в Новое время дарохранительницы под влиянием западноевропейских образцов становятся шедеврами ювелирного искусства: конструкция усложняется (растёт в высоту), стенки украшаются круглой скульптурой и орнаментами, выполненными в технике ажурной ковки, филиграни, просечной чеканки. Например, дарохранительница из Архангельского собора Московского Кремля (27,5×27,8×14 см) представляет собой пример скромного декора: гладкий прямоугольный ковчег на ножках-шариках, крышка которого увенчана тремя главками, а стенки украшены гравированными изображениями «Тайная вечеря» и «Моление о чаше» (в надписи на крышке названа «ковчег», «святая скиния»). Золотая дарохранительница из Благовещенского собора Московского Кремля (36×14 см; первая четверть XVIII в.) украшена живописными эмалями (Страстной цикл), фигурами в технике эмали по рельефу (Распятие с предстоящими), драгоценными камнями, черневыми изображениями так называемой Троицы новозаветной, архангелов, апостолов, отцов церкви; ковчег с пятью маленькими главками на крышке был в верхней части украшен четырьмя золотыми крылами с изображениями восьми архангелов в технике черни; стилистические особенности черневых и эмалевых образов свидетельствуют о влиянии западных барочных образцов. Ковчег дарохранительницы мог быть увенчан литым изображением Распятия, помещённым под сень, украшенную главкой (такова, например, дарохранительница из кремлёвской церкви Двенадцати апостолов). Созданная в Болгарии для монастыря Вознесения Христова в Дечанах серебряная позолоченная дарохранительница (1626 г.), в надписи названная «святый кивот», имеет вид храма с изящными главками и ажурными пластинами по бокам со множеством изображений, в том числе персонажей античной мифологии (в основании центральной главки – нимфа и летящие сирены). В результате помещения друг над другом двух ковчегов возникли многоярусные дарохранительницы. Так, ковчеги башнеподобной дарохранительницы (XVII в.; Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей) разделены карнизами, дарохранительницу венчает главка с куполом, стенки покрыты объёмными, натуралистичными чеканными изображениями растений и плодов. В XVIII в. многоярусные дарохранительницы имели ножки в виде звериных лап, их украшали рельефами и круглыми фигурами ангелов и святых (например, дарохранительниц мастера Ивана Андреевича Равича. 1743 г.; Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей), а также гравированными сценами из Житий местночтимых святых (например, дарохранительница из Михайловского Сковородского монастыря близ Новгорода. 1751 г.). Дарохранительница работы мастера Ивана Семёнова Щукина из ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1738 г.) декорирована эмалевыми дробницами с изображениями Страстного цикла и выполненными в технике просечной чеканки пышными орнаментами, напоминающими барочные резные иконостасы XVII–XVIII вв.

 



 
PR-CY.ru