ДАРОНОСИЦА

ДАРОНОСИЦА – священный сосуд из золота, серебра или другого металла, предназначенный для хранения и изнесения Святых Даров (см. Дары Святые) за пределы храма для причащения больных и умирающих. Обычно он состоит из двух отделений. В одном находится ковчежец для Святых Даров, в другом – лжица и небольшой потир. Хотя практика причащения тех, кто не был за литургией по уважительной причине, была известна уже во II в., самые ранние свидетельства о дароносице встречаются только в западных раннесредневековых источниках, например, в Ordo Romanus I упоминается «capsa» (букв. – коробка, ящик), в которой диаконы или пресвитеры носят Святые Дары). Впоследствии в католической церкви за дароносицей закрепилось название пиксиды (лат. pyxis), для перенесения которой стали использовать специальную сумку – бурсу. В XIII–XIV вв. в связи с распространением практики поклонения Святым Дарам вне мессы и учреждением процессий в честь праздника Тела Христова также появились более сложные сосуды – монстрации (или остенсории), в которых Святые Дары можно переносить или выставлять для поклонения в храме. В практике греческих церквей частицы Агнца для причащения обычно износятся из храма в малом потире, тогда как название «Хлебоносец» утвердилось за дарохранительницей. В Русской православной церкви упоминания о дароносице встречаются в источниках с XVII в., например, в Требнике митрополита Петра (Могилы) 1646 г. В главе о причащении больных (в созданной на рубеже XII и XIII вв. «Книге Паломник» святителя Антония Новгородского) упоминаются «дароносивые сосуды», но это не сосуды для евхаристических Даров, а реликвия, связанная с дарами волхвов. Русские дароносицы XVIII–XIX вв. изготовлены из драгоценных материалов, например, серебра, с золочением внутренней поверхности, а также олова и дерева и обычно имеют форму небольшого прямоугольного ковчега. В описях новгородского Софийского собора XVIII в. дважды упомянут «ковчежец серебряной гладкой без покрышки», к которому в описи 1800 г. сделано пояснение «дароносица». Сохранились дароносицы первой половины XVIII в. московской работы. Так, дароносица, вложенная в церковь великомученика Никиты в Старой Басманной слободе на помин священника этой церкви Алексия Борисова с супругой, представляет собой коробочку овальной формы с крышкой на шарнире и цепочкой. Внутри неё находятся четыре предмета: коробочка в форме полумесяца с перегородкой внутри, миниатюрные потир и лжица (длина – 7,4 см) и чаша с завинчивающейся крышкой. Все предметы из серебра и позолочены. Стенки дароносицы украшены композицией «Распятие» с четырьмя фигурами предстоящих на фоне Иерусалима и со слетающими ангелами. Так же устроена дароносица, вложенная Александры Степановны Вельяминовой в тульский монастырь во имя Иоанна Предтечи, украшенная драгоценными камнями – изумрудом и рубинами. Известны случаи, когда дароносица могла прикрепляться к окладу чудотворной иконы. Например, дароносица от Пименовской иконы Божьей Матери из Благовещенского собора Московского Кремля, названная в надписи «ковчег с(вя)тый… в нём же соблюдается преч(е)стное и с(вя)тое Тело Г(оспо)да Б(о)га и Сп(а)са н(а)шего Ис(у)са Хр(и)ста». Её выдвижная крышка украшена резными изображениями Святой Троицы с предстоящими св. князьями Борисом и Глебом. Вероятно, дароносицу вместе с чудотворной иконой носили к больным, а также в царские покои. Дароносицей могли называть и такой сосуд как панагиар. Так, в описях новгородского Софийского собора о панагиаре 1435 г. работы мастера Ивана Фомина сказано: «...От дароносицы которые артус носят на светлой неделе». В настоящее время в Русской православной церкви наибольшее распространение имеют дароносицы в форме чаши с завинчивающейся крышкой, в которых можно переносить не только Тело Христово, напоенное Святой Кровью, но и отдельно Кровь Христову (для причащения детей и тяжелобольных); ковчеги только для частиц Святого Тела в качестве дароносицы употребляются реже. Обычно дароносица снабжается небольшими потиром для самого причащения и лжицей, которые хранятся вместе с ней в специальном ящичке и переносятся священником на груди в шитой сумке (как правило, на неё также распространяется наименование дароносица). Имея при себе дароносицу, священник не должен входить ни в какие дела и споры и заходить куда-либо.

 
PR-CY.ru