ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА – в христианстве благодатные дары и особые проявления силы Святого Духа в верующих людях, имеющие духовную природу и даруемые отдельным людям или всей церкви для созидания христианской церкви и спасения людей. Все дары особенно обильно проявлялись во времена существования апостольской церкви, но они продолжают составлять достояние церкви и в последующее времена и всегда существуют в ней в той или иной мере. Основанием для трактовки термина служат стихи первого Послания к Коринфянам апостола Павла (12:4–11), где упоминаются десять даров Святого Духа, из которых четыре относят к первому роду, два – ко второму, четыре – к третьему: дар мудрости и разумения (глубокое прозрение в сущность и совокупность божественного учения о спасении); дар учительства (практическое применение даров разумения; способность изложения божественного учения для просвещения и назидания общества); дар пророчества (не только в узком смысле предсказания будущего, но и вообще как прозрение в сокровенные пути божественного промысла и тайны человеческого сердца); дар различения духов (способность различать истинных пророков от ложных и божественное вдохновение от человеческого самообмана или бесовского соблазна; вообще мудрое различение истины от лжи); дар языков, прежде всех других обнаружившийся в церкви: сами апостолы тотчас после сошествия Святого Духа начали говорить новыми языками (этот же дар проявился в Корнелии сотнике, как только он получил дар Святого Духа, и проч.; этот дар, кажется, проявлялся иногда в бессознательном экстазе); дар толкования языков (стоит в тесной связи с предшествовавшим; он состоит в переводе сказанного на других языках на понятный язык и в толковании сказанного для назидания общества); дар служения (особая способность попечения о бедных и больных и совершения дел христианской благотворительности и любви); дар пастырства и управления (необходимый, прежде всего, для апостолов и их преемников, настоятелей церквей); дар чудес (исцеление больных и бесноватых, воскресение мёртвых и прочие чудесные действия, столь обильные в первенствующей церкви). Как наивысший из даров называется любовь, объединение и условие всех других. Одни дары относятся к способности познавательной и действуют, главным (хотя и не исключительным) образом, в области церковного учения и богословия. Другие, прежде всего, действуют на чувство и сердце и проявляются в богослужении и в назидании христианского общества. Третьи, воздействуя на волю, дают особые способности для пастырского и церковного управления. Впрочем, они не мыслятся отвлечённо и в раздельности – все они гармонически содействуют одной цели: созиданию церкви. Дары Святого Духа, являясь общехристианской доктриной, в православии и католицизме ставятся в зависимость от участия в церковных таинствах и понимаются как благодатные силы, необходимые для укрепления и возрастания в духовной жизни. Отсюда в православии, например, дары Святого Духа сообщаются крестившемуся в таинстве миропомазания. В классическом протестантизме с его принципом Sola Fide дары Святого Духа преподаются уверовавшему вместе с обращением. В дальнейшем в отдельных направлениях протестантизма некоторые дары Святого Духа приобретают особое значение. Так, в Движении святости акцент делается на дар так называемого различения духов, в пятидесятничестве особенно важен дар иных языков и дар истолкования языков, а в харизматическом возрождении (см. Харизматики) больше значение приобретают пророчество, чудотворение, глоссолалия. Из конфессий, отошедших от основ протестантизма, большое значение дары Святого Духа приобретают у квакеров и в так называемом русском духовном христианстве (хлысты, духоборцы, молокане).

 
PR-CY.ru