ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК - Страница 2

Некоторые исследователи (М.О. Скрипиль и др.) полагают, что адресатом «Слова» был один из сыновей великого князя Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха – Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий (до 1157 г.) либо Андрей Добрый (до 1141 г.). «Моление» обращено к Ярославу Всеволодовичу, по-видимому, сыну великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо переяславскому князю Ярославу (Феодору) Всеволодовичу (1213–1238 гг.), будущему великому князю Владимирскому. Даниил Заточник, жалуясь на приниженное положение, просит князя вернуть ему свою милость. В качестве альтернативы службе князю он рассматривает женитьбу на богатой невесте. Однако автора пугает то, что большинство жён «злы» (или «злообразны»), а «злая жена» – «кощунница бесовская... мирскии мятежь, ослепление уму, началница всякой злобе, в церкви бесовская мытница, поборница греху... засада от спасениа». В «Молении» изложены две другие возможности поправить своё положение – уход в монастырь и поступление на службу к боярину. Ни тот ни другой вариант Даниила Заточника не устраивает. В «Молении», как и в некоторых других произведениях древнерусской литературы, присутствует представление о безбедной и неправедной жизни монахов (речь, очевидно, идёт об особножительных монастырях, насельники которых имели собственность). Автор решает, что «луче ми есть тако скончати живот свои, нежели, восприимши аггелскии образ, Богу солгати». Даниил Заточник краток в объяснении, почему он не хочет служить у боярина: «Не холоп в холопех, кто у холопа работает». Возможно, в Северо-Восточной Руси в конце XII – первой трети XIII в. бояре были уже не старшими дружинниками, но считались представителями княжеского двора, холопами князя. Из всех возможных вариантов благополучной жизни Даниил Заточник считает приемлемым один – службу при дворе князя. При этом князь и в «Слове», и в «Молении» стоит на недосягаемой простым смертным высоте. Почти во всех обращениях Даниила Заточника к своему адресату, имеющих литературную основу, слово «князь» употреблено вместо первоначальных «Господь», «Бог». «Послание» представляет собой сложное произведение, практически целиком состоящее из прямых и косвенных цитат из Священного Писания (из книг Бытие, Псалтирь, из Книги Притчей Соломоновых, из Евангелий и др.), из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, Повести об Акире Премудром, Стословца Геннадия, Изборника 1076 г., Повести временных лет, «Пчелы» и др., а также из «мирских притч». План в «Слове» отсутствует. Это – просто подбор изречений и пословиц, на разные темы. Такой его характер много способствовал позднейшим дополнения и искажениям, сделав его как бы народным протестом против злоупотреблений наместников, монастырских беспорядков, оскорбления слабого сильным. Несмотря на наслоения, «Слово» имеет большой исторический интерес. Значение сочинения Даниила Заточника как исторического источника определяется содержащимися в нём оценками многих сторон древнерусской жизни (семейных отношений, быта монастырей, а также княжеских и боярских хозяйств), слабо отразившимися в других памятниках. Отрывки из произведения Даниила Заточника в XV–XVIII вв. включались в сборники сентенций, афоризмов и пословиц. Например, память о нём сохранилась в пословице «Как Данило бессчастный не заслужил ни хлеба мягкого, ни слова гладкого», в сказках о Даниле бессчастном, в былине о Ставре, иногда называемом Даниилом. Лит.: Соколова Л.В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника: (Реконструкция и интерпретация первоначального текста) // ТОДРЛ. 1993. Т. 46; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2000; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI–XIII вв. М., 2003; Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннотированный каталог-справочник / Ред.: Я.Н. Щапов. СПб., 2003.



 
PR-CY.ru