ДАНИИЛ II - Страница 2

После смерти в 1324 г. архиепископа Никодима Даниил вновь был приглашён в Сербию. 14 сентября 1324 г. король Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Даниила архиепископом всех сербских и приморских земель. В 1331 г. во время конфликта короля Стефана с сыном Душаном принял сторону последнего и позже короновал его. Особую заботу Даниил проявлял о строительстве церквей. В 1328 г. в Пече воздвиг церковь Богородицы Одигитрии, объединив её внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс так называемой Печской патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Даниил «всё здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина». Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в том числе композиции «Лоза Неманина». Со второй четверти XIV в. этот своего рода изобразительный аналог сочинения Даниила «Жития святых королей и архиепископов сербских» получил распространение в стенописях сербских храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 гг. по заказу Даниила). Он был вторым ктитором монастыря Дечаны, обновил притвор в монастыре Жича. В Елашнице построил церковь св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил церковь св. Саввы. Похоронен в Пече, в северо-западном углу церкви Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге. Житие Даниила, написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Даниилом сборника. Единственное указание на его возможное почитание относится к 1643 г., когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца), печский архимандрит Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднёс царю Михаилу Фёдоровичу миро от мощей Даниила. До конца XX в. неизвестны церкви с посвящением Даниилу. Служба ему, принадлежащая митрополиту Сербскому Михаилу (Йовановичу), была опубликована в белградском издательстве Сербляка (1860 г.) под 20 декабря. Даниил написал древнейшую часть сборника «Жития королей и архиепископов сербских» (позднее было дополнено другими авторами), которую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), королевы Елены, архиепископов Арсения I, Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие королевы Елены) и 1324 (Житие короля Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской церкви середины XIII – первой четверти XIV в. и (как считает М. Кашанин) продолжает традицию короля Стефана Первовенчанного. В агиографическом творчестве Даниила сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не даёт негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или главы церкви, как в случае с архиепископом Сербским Даниилом I. В Житиях (например, королевы Елены и короля Милутина) нет традиционного последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является король Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего, как могущественный правитель, принадлежащий к святой династии, и талантливый полководец.

 



 
PR-CY.ru