ДАНИИЛ - Страница 3

В соответствии с коптскими и эфиопскими версиями рассказов Даниил ушёл туда после конфликта с официальной церковной иерархией, который произошёл, когда Даниил отказался подписать томос папы Льва I Великого (440–461 гг.) и назвал постановление Халкидонского собора безбожным. В таком случае Даниил мог вернуться в Скит не раньше смерти императора Юстиниана I Великого (565 г.). С циклом повествований о Данииле соотносится круг историй, в которых он упоминается как второстепенный персонаж. Переработки этих историй вошли в качестве заметок в восточные синаксари (Константинопольский, эфиопский и Александрийский, составленный на арабском). Исследователи отмечают, что ни в Константинопольском, ни в эфиопском синаксарях Даниил отдельно не упомянут, а заметка в арабском синаксаре о нём очень краткая. В числе этих историй рассказы о патрикии Анастасии, о святых Андронике и Афанасии и о святой Фомаиде Александрийской (последняя не была знакома с Даниилом, и он также о ней никогда не слышал). Фомаида жила в Александрии, муж заботился о ней, однако свёкор воспылал к ней страстью, а когда она попыталась его образумить, зарубил её мечом. Даниил узнал об этом и посчитал необходимым похоронить её в Ските. На её могилу приходили монахи, мучимые плотскими желаниями, и всегда избавлялись от них. В текстах почти нет сведений, позволяющих определить точное время и место написания большинства этих историй. Расхождения в датировке событий (например, указание на то, что Андроник и Афанасия жили при императоре Феодосии I) не позволяют исследователям с уверенностью говорить о том, что во всех этих сказаниях «авва Даниил» – один и тот же человек. Древнейшей известной на сегодняшний день рукописью из цикла историй о Данииле является палимпсест VII в. сиро-палестинского происхождения, содержащий рассказ о Евлогии и начало истории о патрикии Анастасии. В настоящее время корпус рассказов о Данииле не издан. Большая часть историй на сирийском, коптском и греческом языках, опубликованных до этого в нескольких номерах журнала «Revue de l'Orient chrétien», была собрана в начале XX в. Л. Клюнье в качестве первого тома серии «Biblithèque hagiographique orientale». Впоследствии дополнительно были изданы некоторые не известные ранее рассказы. В университете г. Лунд (Швеция) готовится к изданию полный корпус греческих текстов о Данииле.



 
PR-CY.ru