ДАНИИЛ Чёрный - Страница 10

Учитывая реалии жизни Москвы первой трети XV в., возможности Троицкого монастыря, противодействие Никону со стороны некоторых из братии в заказе росписи собора «по случаю прискорбной скудости», вряд ли помощников было больше 5–6, скорее, меньше. Эти ученики-подмастерья могли выполнять, в основном, подсобные работы. Древний иконостас Троицкого собора, состоящий из трёх ярусов (деисусного чина из 15 икон, праздничного – из 19, пророческого – из 6 и царских врат с изображением «Благовещения Богородицы» и четырёх евангелистов), – это «поистине прекраснейший иконостас из всех древнерусских памятников». Он единственный из первых высоких иконостасов начала XV в. сохранился почти полностью (утрачены лишь живопись иконы Божьей Матери «Воплощение» в центре пророческого чина и, вероятно, одна икона из левой половины праздничного ряда) и находится в том же храме (за исключением царских врат), для которого был создан, причём непосредственно после его постройки. Среди особенностей исследователи отмечают отсутствие икон местного ряда, написанных Даниилом и Андреем Рублёвым. Это объясняется тем, что он был сформирован ещё до приезда в монастырь художников, т.к. в храме после завершения строительства стали совершаться службы. Исследователи полагают, что в число первоначальных икон местного ряда входила «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (около 1422–1424 (?) гг.), выполненная провинциальным (ростовским?) мастером. Большой интерес представляет расположение в центре праздничного ряда двух икон с изображением таинства евхаристии («Преподание хлеба» и «Преподание вина»). Воплощённая в зримых образах идея приобщения человека к Богу и освобождения его от грехов была первоначально подчёркнута строго центричным расположением этих икон по отношению к находившемуся под ними образу «Спас в силах». В настоящее время вопрос об атрибуции икон Троицкого иконостаса остаётся открытым. Если И.Э. Грабарь распределял раскрываемые в тот период иконы между двумя мастерами – Даниилом и преподобным Андреем (из 14 раскрытых к 1926 г. икон лишь три он относил к Даниилу), то в дальнейшем возобладало мнение, что иконостас был выполнен большой артелью иконописцев во главе с Даниилом и Андреем Рублёвым (Н.А. Дёмина, В.Н. Лазарев, Ю.А. Лебедева, В.А. Плугин и др.). Э.С. Смирнова оставляла за ними лишь общее руководство работой, отрицая личное участие в написании икон. Исследователи говорят, что при атрибуции икон этого комплекса следует не забывать, что подлинная живопись этих произведений сохранилась плохо, причём, чем выше находится ряд, тем хуже сохранность икон. На некоторых из них к первоначальным относятся лишь рисунок и основные подкладочные цвета. Правильное восприятие живописи искажают потемневшая олифа, общая загрязнённость, остатки старых записей и реставрационные тонировки. Обследование иконостаса в 1999–2000 гг. показало, что краски икон были мажорными, многоцветными и хорошо гармонизированными, а их колорит в целом – плотным и насыщенным. Иконостас нуждается в дальнейшем комплексном исследовании, которое может помочь решить вопрос об атрибуции икон.

 



 
PR-CY.ru