ДАНИИЛ Чёрный - Страница 6

Около 1400 г. Даниил мог участвовать в украшении миниатюрами Евангелия Хитрово, созданного, вероятно, для одного из кремлёвских соборов. Большинство специалистов приписывают все или основную часть миниатюр рукописи Андрею Рублёву (Герольд Иванович Вздорнов склонялся в пользу авторства Даниила). Миниатюры Евангелия созданы, возможно, двумя художниками, т.к. заметно незначительное различие в манере письма, главным образом, в личном (один из художников оставлял не закрытыми красочными лессировками некоторые участки санкиря). Это позволяет исследователям условно разделить миниатюры на две группы: в одну входят «Евангелист Иоанн Богослов с Прохором» и «Евангелист Матфей», в другую – «Ангел», «Евангелист Лука», «Орёл», «Лев» и предположительно «Евангелист Марк» и «Телец». Некоторые исследователи с творчеством Даниила связывают миниатюры первой группы (по мнению Сергея Викторовича Попова, ему принадлежит выполнение второй). Под 1408 г. Троицкая летопись сообщает: «Того же лета мая в 25 начали расписывать каменную великую соборную церковь Богородицы во Владимире по повелению великого князя, а мастерами были Данило иконник да Андрей Рублев». Здесь Даниил, имя которого летописец поставил на первое место, упоминается впервые вместе со своим «сопостником» преподобным Андреем. Очевидно, Даниил был старшим по возрасту и опыту и, вероятно, руководил небольшой художественной артелью (вряд ли два мастера могли справиться с большим объёмом подготовительных работ). Употребленное летописцем определение «иконник» следует понимать не как специализацию Даниила на написании икон, а как «живописец», «создатель живописных образов» (ср. с аналогичным именованием Феофана Грека в летописных статьях 1395, 1399 и 1405 гг.). Роспись 1408 г. – единственный, документально подтверждённый и точно датированный памятник в творческом наследии художников. Несомненно, замысел росписи в целом, её иконографическая программа в равной мере принадлежат как Даниилу, так и Андрею Рублёву (которые не согласовывали её с Ростовским архиепископом Григорием или Суздальским епископом Митрофаном). Возможно, над росписью огромного Успенского собора художники работали не один, а два сезона (летопись говорит только о начале работ). В любом случае их уже не было во Владимире в 1410 г., когда город был захвачен и разграблен татарами царевича Талычи и отрядом Нижегородского и Суздальского великого князя Даниила Борисовича. Стенопись 1408 г. сохранилась частично: отдельные фрагменты цикла святого Иоанна Крестителя («Благовестие праведной Захарии», «Младенец святой Иоанн Креститель, ведомый ангелом в пустыню») в жертвеннике, Богородичного цикла («Жертвоприношение праведных Иоакима и Анны» и «Введение Богородицы во храм») под средней частью хор, праздничного цикла («Крещение Господне», «Преображение Господне» и «Сошествие Святого Духа») в рукавах креста под сводами, «Страшный Суд» (многочисленные композиции в западной части среднего нефа и юго-западной части собора), а также отдельные изображения святых, орнаменты и полотенца в различных частях храма.

 



 
PR-CY.ru