ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (вторая половина XI в – первая половина XII в.) – игумен, возможно, епископ Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерусского описания паломничества в Святую землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»). Косвенные данные (сравнение в «Хожении» Иордана с притоком Десны р. Сновью, протекающей в окрестностях Чернигова) позволяют исследователям предположить, что Даниил был выходцем из южнорусских (скорее всего, черниговских) земель. Они полагают, что он принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре и до игуменства являлся его насельником. Исследователи датируют путешествие Даниила 1113–1115, 1106–1108 или (как принято в последнее время) 1104–1106 гг. Николай Михайлович Карамзин (1766–1826 гг.) первым выдвинул предположение, что Даниил после возвращения на Русь (в 1114 г.) был поставлен митрополитом Никифором I епископом г. Юрьева на р. Рось, в 1115 г. участвовал в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба и преставился 9 сентября 1122 г. (это предположение поддержал А.В. Поппе). Историк Михаил Николаевич Тихомиров (1893–1965 гг.) атрибутировал этому Юрьевскому епископу «Послание о повинных», адресованное, по его мнению, великому князю Владимиру (Василию) Всеволодовичу Мономаху (предположение Бориса Александровича Рыбакова, что до епископства Даниил был архимандритом Корсунского монастыря на р. Рось, – результат смешения Даниила с соимённым украинским паломником конца XVI в.). Б.А. Рыбаков (1908–2001 гг.) необоснованно приписал Даниилу «Сказание, или Повесть, о походе русских князей на хана Шарукана 1111 г.» в составе «Повести временных лет…», а также «Слово святого Григория» об идолах (последнюю атрибуцию справедливо критикует Дмитрий Михайлович Буланин; род. в 1953 г.).  «Хожение» Даниила дошло почти в 150 списках (самые ранние датируются второй половиной XV в.), которые исследователи делят на две группы (независимо друг от друга отражающие протограф), сложившиеся в основном не позднее XV в.: Основную и Минейную сокращённую (названа по Великим Четьим-Минеям). Группы подразделяются, в свою очередь, на ряд редакций. Списки второй группы отличаются от списков первой группы меньшим числом подзаголовков, пропуском главы «О горе Армафем» и сокращённым пересказом молитвы Авраама о жителях Содома. Ряд списков второй группы, выделяемых Михаилом Алексеевичем Веневитиновым (1844–1901 гг.) в третью редакцию, имеет в начале послесловия указание на время путешествия Даниила: «Ходил есми тамо во княжение руское великаго князя Святополка Изяславича, а внука Ярослава Володимиря Киевскаго». Уникальный характер имеет один из древнейших списков «Хожения» (последняя треть XV в.), в котором текст снабжён глоссами из рассказа о святынях Иерусалима и Палестины Арсения Солунского.

 



 
PR-CY.ru