ДАНИИЛ, Димитрий Константинович - Страница 9

Несмотря на миниатюрные размеры изображения, святой представлен в рост, на зелёном орнаментированном фоне, позём не закрашен. Облачён в коричневую мантию и зелёную рясу, куколь на плечах чёрного цвета. В иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 6 или 7 апреля предлагается два варианта изображения святого – без схимы и в схиме (куколе?), его внешний вид уподоблён преподобному Никону Радонежскому: «Сед, брада на конец остра, раздвоилась, с Никонову, без схимы, правая рука благословяща, в левой свиток» (1830 гг.); «Стар, брада с Никонову, на конце остра, риза преподобническая и в схиме, правая рука благословенна, в другой свиток» (1820 гг.). Эта же традиция изображения сохраняется и в «академическом» справочнике 1910 г.: «Типа русскаго, старец с бородой более чем средней величины, на конце острой и раздвоенной, волосы просты, одежды монашеския и епитрахиль; в руках модель монастыря, так как он был строителем. В хартии ему можно писать слова из Патерика на этот день…» Уникальным образцом иконографии Даниила является икона «Преподобные Сергий Радонежский и Даниил Переславский» 1708 г., происходящая из Преображенской церкви с. Усолья Переславского района. Образ выполнен иконописцем переславского Данилова монастыря Михаилом Никитиным Бахлычёвым по заказу усольского крестьянина Стефана Деньгина. Даниил и преподобный Сергий изображены в рост, в небольшом повороте к центру, в молении Пресвятой Троице в облаках (исследователи полагают, что данная иконография должна была подчёркивать общность монашеского подвига особо почитаемых в Переславле-Залесском святых, основавших обители во имя Святой Троицы). Вместе с другим известным святым – преподобным Иосифом Волоцким – Даниил изображён на иконе середины XVIII в., которая занимает крайнее место справа от царских врат в местном ряду иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Даниил, принявший монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском монастыре, когда там ещё жил преподобный Иосиф, изображён с книгой – монастырским уставом, составленным для переславских Горицкого и Троицкого монастырей по образцу аналогичных текстов волоцкого святого. Исследователи полагают, что появление данной иконографии в главном храме архиерейского дома Переславской и Дмитровской епархии связано с реализацией иконописцами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря оригинальной программы иконостаса, в составлении которой принимал участие архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). С середины XVIII в. образ Даниила присутствует на иконах с изображением сонма Переславских чудотворцев. 14 августа 1749 г. вышел указ Переславской духовной консистории (с припиской «с разрешения Синода») с предписанием на всех службах в храмах Переславля-Залесского поминать местных святых – преподобных Даниила, Никиту Столпника и благоверного князя Андрея. Во Владимирском соборе Переславля-Залесского находится выполненная в академической манере икона «Переславские чудотворцы» конца XVIII в. (?), на которой Даниил изображён в рост, крайним справа.

 



 
PR-CY.ru