ДАНИИЛ, Димитрий Константинович - Страница 3

В некоторые годы святой ежедневно служил литургию, а ночи зачастую проводил в молитвенном бдении. На исповедь к нему стало приходить много мирян, Даниил действовал на совесть кающихся кротостью и лаской; в келье святой неоднократно находили приют бездомные. Он добровольно взял на себя труд заботиться о погребении умерших без покаяния и причастия (убитых разбойниками, замёрзших в дороге и т.п.). Вследствие народного суеверия тела таких «заложных» покойников не закапывали, а оставляли на съедение зверям и птицам. Подбирая по ночам безымянные тела, Даниил на плечах относил их в скудельницу на божедомье (убогий дом), находившуюся в то время за городской чертой, на юго-восток от Переславля, где отпевал и хоронил их. После бывшего Даниилу и игумену переславль-залесского Никольского монастыря Никифору видения множества горящих свечей на скудельнице преподобный решил основать здесь храм для поминовения усопших с белым священником, но, согласно Житию, по совету трёх пустынников из Заволжья, на три года отложил исполнение своего замысла. Строительству храма способствовали бояре Иван и Василий Андреевичи Челяднины (эта семья давно поддерживала связи с Горицким монастырём). Челяднины, которые были в 1508 г. в опале и жили в своей вотчине селе Первятине, в 34 верстах от Переславля-Залесского, пригласили Даниила в своё село служить литургию, сразу после которой к ним прибыл гонец от великого князя Василия III Ивановича (1479–1533 гг.) с известием о возвращении им милости государя. Впоследствии И.А. Челяднин стал конюшим, в 1510 г. участвовал в ликвидации псковского веча, был псковским наместником, в сражении под Оршей в 1514 г. взят в плен и умер в Литве в 1520 гг., а В.А. Челяднин служил большим дворецким (ум. до февраля 1516 г.) В благодарность Даниилу, по молитвам которого они получили «прежнюю честь», бояре обещали споспешествовать святому в устроении храма на божедомье. Вернувшись в Москву, Челяднины рассказали о Данииле и его замысле Василию III, который распорядился выдать преподобному грамоту «на брежение... дабы никто ж не владел тем местом, ниже служителем тоя церкви, кроме Данила» (грамота не сохранилась) и милостыню. Даниил, придя в Москву, был принят митрополитом Симоном (ум. в 1511 г.), который дал святому благословенную грамоту на строительство храма. Кроме того, Даниил получил средства от людей, чьи родственники были похоронены на божедомье. Согласно житийному рассказу, по 100 «сребрениц» дали святому одна из переславских женщин, некий рыбак и местный крестьянин. Вскоре переселённый при великом князе Иоанне III Васильевиче из Новгорода купец Фёдор обратился к святому с просьбой поставить на скудельнице не мирскую церковь, а монастырь. Фёдор желал построить себе там келью и принять монашеский постриг; святой согласился, видя в этом Божью волю. Деревянная церковь на божедомье, положившая начало Троицкому Данилову монастырю, была освящена во имя Всех святых в 1508 г. в присутствии многих горожан (на старой деревянной раке Даниила была надпись: «Нача монастырь игумен Даниил 7016 июля в 15 д(ень)»).

 



 
PR-CY.ru